Самозанятые получат коммерческие обозначения: чем это средство индивидуализации бизнеса отличается от товарного знака и зачем нужно
В Госдуме предлагают наделить самозанятых правом использования коммерческого обозначения для индивидуализации своей деятельности. Сейчас такую возможность имеют только юридические лица и индивидуальные предприниматели. 21 января соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Авторами законодательной инициативы стали два депутата от фракции «Единая Россия»: Сергей Тен и Владимир Самокиш. Предложенная поправка подразумевает внесение изменения в статью 1538 «Коммерческое обозначение» Гражданского кодекса Российской Федерации. Эксперты положительно оценивают инициативу, связанную с использованием коммерческих обозначений, отмечая её актуальность на фоне роста числа самозанятых. Однако они предупреждают о возможных трудностях в её реализации, касающихся защиты интеллектуальной собственности такого рода.
Photo by Julianna Kuzmina on Unsplash
Что предлагают депутаты
В пояснительной записке к законопроекту (№ 823006–8) говорится, что по сложившейся практике хозяйственной деятельности «затраты на введение коммерческого обозначения в гражданский оборот являются, как правило, более низкими, чем, например, затраты, связанные с проверкой желаемого к регистрации товарного знака с помощью патентных организаций и оплатой соответствующей государственной пошлины при регистрации». Кроме того, отмечается в документе, для использования коммерческого обозначения на практике не требуется ждать, пока обозначение зарегистрируется. Что отличается от процедуры регистрации товарного знака. Эти преимущества делают коммерческие обозначения популярными среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и уже используются самозанятыми. Хотя в законе право самозанятых на использование коммерческого обозначения не закреплено. Депутаты предлагают устранить этот пробел и законодательно закрепить право использования самозанятыми коммерческих обозначений.
Что такое коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Своего рода наименование продавца для потребителя. Оно может быть связано с названием компании, бренда, магазина, кафе и других объектов коммерческой деятельности.
Например, вы можете назвать свой магазин уникальным именем, и это будет ваше коммерческое обозначение. Если оно станет узнаваемым и популярным, никто другой не сможет использовать его без вашего разрешения в той же сфере бизнеса.
Разница между товарным знаком от коммерческим обозначением
Отличия между коммерческим обозначением и товарным знаком заключаются в нескольких ключевых аспектах:
Регистрация:
Товарный знак: обязательно регистрируется в Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности) и получает правовую охрану на территории Российской Федерации. Регистрация даёт владельцу исключительное право на использование этого знака в отношении определенных классов товаров и услуг. Товарный знак можно зарегистрировать самостоятельно, достаточно иметь верифицированную электронную подпись.
Коммерческое обозначение: не требует обязательной регистрации. Правовая охрана возникает автоматически при использовании обозначения в предпринимательской деятельности, если оно становится известным потребителям и ассоциируется с конкретным бизнесом.
Сфера применения:
Товарный знак: используется для индивидуализации конкретных товаров и/или услуг, указанных в свидетельстве о регистрации. Например, товарный знак может применяться к продукции или услугам, которые производит компания.
Коммерческое обозначение: применяется для индивидуализации самого предприятия как такового, например, названия магазинов, ресторанов, торговых центров и т.д.
Защита:
Товарный знак: обладает правовой защитой после официальной регистрации. Владелец товарного знака имеет возможность защищать свои права через суд, предъявляя свидетельство о регистрации.
Коммерческое обозначение: защита осуществляется на основании статьи 1538 Гражданского кодекса РФ. Для защиты коммерческого обозначения необходимо доказать, что обозначение стало известно потребителю и ассоциируется именно с вашим предприятием. Это часто сложнее сделать, чем в случае с зарегистрированным товарным знаком.
Срок действия:
Товарный знак: действует в течение 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию, но срок действия товарного знака можно продлевать неограниченное количество раз.
Коммерческое обозначение: нет фиксированного срока действия; защита сохраняется до тех пор, пока обозначение активно используется и остаётся известным потребителям.
Международная защита:
Товарный знак: может быть зарегистрирован за пределами страны через международные системы регистрации, такие как Мадридская система.
Коммерческое обозначение: международная защита отсутствует, поскольку оно охраняется только на территории того государства, где оно получило известность.
Мнения экспертов
В своем комментарии «Коммерсанту» гендиректор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш считает, что на фоне активного развития института самозанятости использование коммерческого обозначения вполне оправдано. Этот способ индивидуализации бизнеса проще и экономичнее по сравнению с регистрацией товарного знака, так как не требует прохождения сложных процедур в Роспатенте и уплаты пошлин, считает она.
Партнёр практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Татьяна Микони отмечает, что с июня 2023 года регистрация товарного знака стала доступной для всех физических лиц, включая тех, кто не является индивидуальным предпринимателем. Возможно, предложение парламентариев продолжает эти изменения, предполагает эксперт.
Управляющий партнер компании «Поправко, Деревенко и партнеры» Наталия Поправко обращает внимание на сложность реализации инициативы. Она напомнила, что в России нет государственного реестра коммерческих обозначений, поэтому информация может вноситься только в негосударственные региональные реестры, что не обеспечивает полной защиты интеллектуальной собственности.
Данная инициатива актуальна на фоне роста числа самозанятых, но маловероятно, что она приведёт к значительным изменениям, учитывая существующие ограничения на виды деятельности для этой категории граждан, считает гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина. Для защиты прав на коммерческое обозначение в суде нужно предоставить доказательства, например, наличие вывески по месту ведения деятельности, что может быть затруднительно даже для крупных компаний, ведущих бизнес онлайн, не говоря уже о самозанятых.