ADPASS рекомендует материал к прочтению
РОМИР
19.08.2024, 16:56

Рыба на столе: как россияне ищут разнообразие в 2024 году

Потребительский рынок России, как известно, не стоит на месте. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к перераспределению расходов на продукты питания в пользу более дорогих и, зачастую, более качественных вариантов. Это касается не только мяса, но и рыбы. Исследовательский холдинг РОМИР фиксирует заметное увеличение спроса на охлажденную и замороженную рыбу, в особенности на дорогие сорта, такие как семга и форель.

Россияне чаще стали выбирать на завтрак бутерброды не с колбасой, а с красной рыбой. По сравнению с 2023 годом в 2024 году количество потребителей рыбы выросло на 2,7 п.п. Данные РОМИР показывают, что спрос на дорогую рыбу, включая солёную, слабосолёную и подкопченную, возрос на фоне снижения потребления колбасы, твердого-полутвердого сыра, и даже мясных деликатесов.

Более 76% россиян покупают сырокопченую и сыровяленую колбасу хотя бы раз за год, в то время как красную рыбу — 66,5%. Это говорит о том, что при развитии категории у рыбы есть еще огромный потенциал для развития по количеству покупателей как минимум до уровня сырокопченой и сыровяленой колбасы. Объем покупки (то есть сколько покупается за раз) вырос на 14,3% с апреля 2023 года по март 2024 года.

Средний чек на сырокопченую и сыровяленую колбасу снизился на 2,7% (2023–2024 гг.), в то время как на красную рыбу вырос на 4,4%. Несмотря на то, что средний чек по красной рыбе в 2023 году был на 85% выше, чем на сырокопченую и сыровяленую колбасу, потребитель готов был платить больше за разнообразие и праздничный элемент в повседневном рационе. Вкусный «бутерброд» с красной рыбой, как показывает статистика, становится символом удовлетворения потребности в разнообразии и удовольствии от еды.

Тренд на потребление красной рыбы усилился и в 2024 году. В этот период россияне стали переключаться на неё даже с мясных деликатесов и варёно-копчёной колбасы. Средний чек по отношению к сырокопчёной и сыровяленой колбасе остается высоким, на уровне 74%.

Однако, стоит отметить, что снижение среднего чека по красной рыбе по сравнению с 2023 годом может быть связано с активным развитием собственных торговых марок (СТМ) и предложением продуктовых сетей выгодных цен по скидкам и промо-акциям. Это позволяет потребителю более часто покупать красную рыбу и разнообразить свой рацион.

Российский рынок аквакультуры, в свою очередь, активно развивается, и это является значимым фактором для роста потребления рыбы в стране. Россия уже входит в топ-10 мировых рынков лососевых, но потенциал для роста огромен, как в абсолютном выражении, так и в уровне потребления на душу населения. В настоящее время, этот показатель составляет всего 600 граммов в год (по данным Kontali Analyse, Mowi). Ожидается, что к 2027 году объем российского рынка вырастет до 183 тыс. тонн (по данным INARCTICA — крупнейшего производителя аквакультурного лосося и морской форели в России).

Важно отметить, что Россия пока значительно отстает от других стран в плане потребления рыбы. Это связано с мало развитой культурой потребления рыбы из-за отсутствия достаточного количества предложений на прилавках магазинов и доступной цены потребителю. А также это отражение функционирования отрасли в целом, которое до недавнего времени (санкции) не уделяло должного внимания потребностям российского покупателя.

Несмотря на это, потребительский спрос на рыбу в России есть, и он растет. 89% россиян покупают рыбу хотя бы раз в год, что значительно больше, чем тех, кто покупает свинину (87%). Однако, низкая частота покупок препятствует более активному потреблению рыбы.

Именно поэтому активно развивается сегмент переработки рыбы. На сегодняшний день на полках магазинов все чаще можно найти разнообразные виды соленой, слабосоленой и подкопченной рыбы, в том числе красных сортов. Это дает потребителю возможность разнообразить свой рацион и сделать его более вкусным и интересным.

Продуктовые сети активно работают над развитием категории рыбы, создавая привлекательные ассортиментные матрицы и формируя красивую рыбную полку. Это является ключевым фактором для привлечения внимания покупателей.

Хотя рыба по-прежнему чаще покупается в специализированных магазинах, она уже активно представлена на полках супермаркетов, минимаркетов и гипермаркетов. Этот факт подтверждает, что покупатель есть, и он готов платить за разнообразие своего повседневного стола.

В заключение можно сделать вывод, что в 2023–2024 годах россияне демонстрируют растущий интерес к потреблению рыбы, в особенности к дорогим сортам, таким как красная рыба. Это связано с желанием разнообразить рацион, получить удовольствие от вкусной и здоровой пищи, а также ощутить вкус праздника в обычный день — насладиться за завтраком бутербродом с красной рыбой. Рынок аквакультуры в России активно развивается, что способствует увеличению доступности и разнообразия рыбы на потребительском рынке.

Мы видим, что потребительский интерес к рыбе в России растет, и 2024 год подтверждает эту тенденцию. Красная рыба перестала быть «праздничным» продуктом и все чаще появляется на повседневном столе. Однако, чтобы закрепить этот тренд и развивать отрасль дальше эффективно, производителям и торговым сетям нужно действовать сообща. Спрос есть, но нужно его стимулировать и делать рыбу доступнее. Только таким образом мы сможем закрепить положительную динамику и добиться значительного роста потребления рыбы на душу населения. В противном случае мы рискуем упустить прекрасную возможность.

Анастасия Джафарова
Директор по развитию бизнеса РОМИР

Вам понравится

Platforma: big data для бизнеса
02.09.2024
Редакция ADPASS
26.08.2024
ВкусВилл
23.08.2024