За 2024 год доля зарубежного интернет-трафика в российских телекоммуникационных сетях, по оценкам операторов связи и точек обмена трафиком, увеличилась на 15–25%. Трафикогенераторами были растущий Telegram и сервисы, предназначенные для ускорения просмотра роликов на YouTube.
Photo by Jordan Harrison on Unsplash
За последний год объем поступивших в Россию интернет-данных вырос на 15–20%, пишет Forbes, ссылаясь на мнение директора продуктового офиса крупнейшей российской точки обмена трафиком MSK-IX Алексея Костина. Этот прирост соответствует общемировому тренду увеличения потребления цифрового контента и носит преимущественно органический характер. Больше всего увеличилось потребление видеоконтента — на 25–30%, тогда как социальные сети выросли умеренно — на 10%.
Источник издания среди телекоммуникационных компаний согласился, что зарубежный трафик российских провайдеров увеличились за минувший год на 20–25%. По данным крупного магистрального оператора «Транстелеком», общий прирост объема передачи данных в своей инфраструктуре за аналогичный период составил около 16%, из которых доля зарубежных составляет примерно 21%.
Технический директор магистрального оператора связи «ГлобалНет» Михаил Шенкман считает, что объемы иностранного трафика в сетевых инфраструктурах компании могли вырасти за прошлый год приблизительно на 20–25%. Однако он сразу оговорился, что эта цифра приблизительна: «Точных цифр, подтвержденных измерениями, нет, прежде всего из-за технической природы самого интернета и отсутствия централизованного учета маршрутов или объемов на межгосударственном уровне». Таким образом, подсчет иностранных потоков внутри страны остается сложной задачей даже для крупных игроков рынка.
По оценке независимого эксперта, представляющего «Общество защиты интернета», возможный рост зарубежного трафика может составлять порядка 30%. Так, в течение последнего года пропускная способность узлов MSK-IX выросла с 5 до 6,5 терабит в секунду, что эквивалентно увеличению на треть.
Значительную роль в формировании внешнего трафика играют платформы YouTube, запрещенной соцсети и Telegram, чьё оборудование размещено за пределами России. До недавнего времени YouTube лидировал с большим отрывом, занимая до 30–40% всего интернет-трафика. И даже несмотря на недавнее замедление работы сервиса, существенного снижения доли зарубежного трафика не произошло. Возможно, торможение видеохостинга Google компенсируется ростом использования специализированных решений для улучшения качества соединения, предполагает эксперт.
Аудитория YouTube снизилась, а Telegram выросла
Согласно данным Mediascope за апрель 2025 года, ежемесячное число зрителей YouTube в России снизилось до 79,4 млн человек, тогда как годом ранее, в апреле 2024-го, эта цифра составляла 95,8 млн. Среднесуточная аудитория YouTube уменьшилась вдвое — с 54,8 до 27,5 млн зрителей.Telegram за тот же период поднялся с шестой позиции на третью строчку рейтинга наиболее востребованных онлайн-ресурсов среди жителей России. Число ежемесячно заходящих на платформу пользователей увеличилось на 5,8 млн и составило 90,5 млн пользователей.
Генеральный директор телекоммуникационного оператора «Комфортел» Дмитрий Петров объяснил повышение общероссийских показателей интернет-трафика значительным увеличением спроса на контент. Вместе с тем он обратил внимание на специфические факторы, влияющие именно на международные направления: активизацию сервисов ускорения YouTube и рост числа кибератак (DDoS).
Google стал ближе
Доступ к YouTube стал значительно медленнее в России после полублокировки сервиса Роскомнадзором в августе 2024 года. Статистика Google показывает резкое падение объема трафика YouTube в России, вчетверо за последний год.Еще одним фактором, влияющим на качество услуг Google в России в целом, стала невозможность поддержки кэширующих серверов компании (Google Global Cache) в России из-за санкций. Это вызвало перегрузку дата-центра во Франкфурте-на-Майне. Поэтому с 2023 года Google размещает серверы, ориентированные на обслуживание россиян, в дата-центрах Варшавы.
Партнер аналитического агентства Comnews Research Леонид Коник выделяет две ключевые причины увеличения потока зарубежного интернет-трафика. Первая причина заключается в расширении практики использования средств ускорения YouTube: подключившись таким способом, российский пользователь меняет собственный IP-адрес на иностранный, имитируя подключение из Великобритании, Финляндии или США. Вторая важная тенденция связана с растущим объемом трафика, приходящегося на мессенджер Telegram, сервера которого физически размещены за границей.
Оценка ухода YouTube c рекламного рынка России
4 марта 2022 года компания Google объявила о временном отключении рекламы в России. Запрет касался и крупнейшего в мире видеохостинга YouTube, который принадлежит компании. В сообщении от команды YouTube, которое получили авторы каналов из России, говорится, что Google приостанавливает всю рекламу в России в связи с чрезвычайными обстоятельствами. «Пользователи в России не будут видеть рекламу, и как следствие, авторы временно перестанут получать доход от рекламы за просмотры, полученные в России», — говорилось в письме. В официальном сообщении Google к рекламодателям сообщалось о временной паузе в работе.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) объем интернет-рекламы в России в 2021 году составил 313,8 млрд рублей. Согласно данным Forbes, продвижение через Google Ads (рекламная платформа Google) принесло российским компаниям более 20% всего рекламного трафика, что делало Google вторым игроком на российской рекламном рынке. В контекстной рекламе доля Google Ads достигала 50%. Из этого можно сделать вывод, что в 2021 году Google заработал на рекламе в России от 60 до 80 млрд рублей. Какую долю из этой суммы зарабатывал YouTube, неизвестно.
YouTube до сих пор остается основной площадкой для российских видеоблогеров. Согласно исследованию, проведенному АКАР совместно с исследовательскими компаниями WhoIsBlogger и Yoloco, в 2024 году YouTube занял лидирующие позиции по объему бюджетов российских рекламодателей, направленных на продвижение товаров и услуг у инфлюенсеров. В частности, доля YouTube составила почти половину (47,9%) от общего объема затрат на инфлюенс-маркетинг в денежном выражении, достигнув 27,6 млрд рублей.