22.08.2025, 13:45

На коротком проводке: у россиян вспыхнул интерес к стационарному интернету

Веерные отключения мобильного интернета вынудили россиян вспомнить о классических методах доступа к глобальной сети. Речь о телефонных модемах пока не идет, но частные и корпоративные потребители стали активно подключаться к интернету по выделенным стационарным линиям, которые работают стабильнее. Спрос породил и предложение, и дефицит. Число интернет-провайдеров стало стремительно расти, продажи роутеров увеличились. Но чтобы подключиться к интернету, россиянам приходится иногда ждать месяц или дольше. А чтобы не грустить в ожидании — читать и писать эсэмэски.

Фотография Brett Jordan / Unsplash

Россия проростает кабелями

Ряды российских интернет-провайдеров, предоставляющих доступ к сети по выделенным физическим линиям, растут. В 2024 на рынок вышли 64 новых телеком-игрока, а за первые месяцы года к ним присоединилось еще 34 новичка. Для сравнения, в 2022 году в этом сегменте появилось лишь 18 новых участников. Таким образом, за три года общее число новых интернет-провайдеров выросло на 178 компаний, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные компании «Контур.Фокус».

Ключевым фактором расширения сектора стала растущую потребность в стабильном интернет-соединении. По мнению аналитика «Контур.Фокус» Вероники Скороходовой, появившиеся в последнее время перебои в работе мобильного интернета негативно сказывается на эффективности удаленной работы.

Тенденцию подтверждают крупнейшие операторы связи.

Так, «Ростелеком» фиксирует значительный рост подключений. За последний год объем новых корпоративных подключений (B2B) достиг 1,2 млн единиц, продемонстрировав рост на 9% год к году. В потребительском сегменте (B2C) также наблюдается устойчивый рост: на конец второго квартала количество активных пользователей оператора составило 12,2 млн абонентов (+7% год к году). «В последние месяцы отмечаем увеличение подтвержденных обращений на подключение домашнего интернета в среднем по стране на 12–15% год к году, в отдельных регионах есть более высокая динамика», — заявил представители оператора.

В «Мегафоне» подтвердили тренд и сообщил, что летом 2025 года объемы поступающих запросов на подключение фиксированного домашнего интернета выросли на 20% год к году.

В интернет по очереди

Из-за высокого спроса на новые подключения к проводному интернету срок предоставления услуги сильно увеличился.

Аналитики сервиса 101internet.ru, проанализировав более 2500 заявок на подключение к выделенным интернет-линиям, полученных от различных операторов, включая «Ростелеком», МТС, ТТК и «Уфанет», выяснили, что 24,9% обращений, сделанных в июне-июле 2025 года, предусматривали оказание услуги позднее, чем через месяц после подачи заявления.

«Летом мы зафиксировали не сезонный спад, как обычно, а аномальный рост заявок. В некоторых регионах количество подключений увеличилось в несколько раз. При этом динамика была неравномерной: в одних регионах спрос падал, в других резкий всплеск совпадал с началом перебоев мобильной связи», — прокомментировал сложившуюся ситуацию «Ведомостям» основатель 101internet.ru Александр Левочкин.

Роутер — друг человека

Рост спроса на проводное подключение к интернету в России, ожидаемо, вызвал увеличение продаж роутеров.

По данным «М.Видео — Эльдорадо», рост продаж роутеров в России в первом полугодии 2025 года составил около 10% в количественном выражении и 5% в денежном выражении. Всего за этот период россияне купили примерно 4,5 миллиона таких устройств на сумму около 18,1 миллиарда рублей. Средняя цена роутера снизилась на 9% и составила примерно 4664 рубля.

Гораздо более красноречивую статистику «Известиям» сообщил представитель Wildberries. По его словам, спрос на проводные роутеры в июне-июле вырос на 134% год к году. Для сравнения продажи мобильных роутеров в этот же период увеличились на 85%.

Если учесть, что основными продавцами роутеров выступают не розничные ритейлеры и маркетплейсы, а сами интернет-провайдеры и специализированные сети, цифры должны быть еще более внушительными. Но такой статистики нет.

«Я эсэмэска. Я пришла»

Еще одним последствием отключений мобильного интернета стал рост популярности СМС. Так, по данным пресс-службы «Мегафона», число исходящих СМС абонентов оператора выросло в среднем на 15%. При этом в T2 сообщили о сокращении СМС-трафика на пользователя на 3% год к году.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, увеличение СМС-трафика, который расти впервые с 2013 года, вызван отключениями мобильного интернета, из-за которых не приходят push-уведомления. «В таких условиях СМС становятся единственным надежным каналом связи для банков и других сервисов», — объяснил он.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025
Редакция ADPASS
11.11.2025