Победа Трампа стоила соцсети Маска миллионов пользователей: американцы мигрируют с X на Bluesky
Американцы, недовольные победой на президентских выборах в США республиканца Дональда Трампа, уходят из соцсети миллиардера Илона Маска, который в правительстве США возглавит новый Департамент эффективности правительства (DOGE). К ним присоединились и рекламодатели – на прошлой неделе британское издание The Guardian и шоу американского тележурналиста Дона Лемона сообщили, что удаляют аккаунты и не будут размещать рекламу на X. Бенефициаром исхода с X стала социальная сеть Bluesky. На прошлой неделе ее приложение стало самым скачиваемым в США, а число пользователей выросло до 18 млн. В другом медиа — на ТВ, напротив, выросла аудитория правого Fox News, а MSNBC упала.
После объявления результатов президентских выборов в США 6 ноября соцсеть X принадлежащая американскому миллиардеру Илону Маску испытала самый большой отток пользователей за последние годы. В первые часы ее покинули 115 тыс. пользователей, а в течение трех дней — еще больше миллиона. Пользователи, поддерживающие демократов, отказались от использования соцсети республиканца Илона Маска и начали переходить в пока мало популярную, но активно развивающуюся соцсеть Bluesky. За неделю с 6 по 12 ноября Bluesky стало самым скачиваемым приложением в AppStore в США. После выборов нового президента США на Bluesky пришли 4 млн новых пользователей. Сейчас количество активных аккаунтов Bluesky оценивают в 18 млн.
Почему пользователи выбирают Bluesky
Bluesky создал основатель Twitter Джек Дорси. Он в 2019 году сделал децентрализованную платформу на протоколе AT Protocol с открытым исходным кодом. Изначально попасть в Bluesky можно было только по приглашениям, но в феврале 2024-го ее открыли для всех.
В отличие от других платформ, вместо навязанной рекомендательной ленты новостей пользователи Bluesky могут создавать персональные тематические ленты. Bluesky «дружит» с конкурирующими соцсетями: пользователи видят и могут комментировать посты пользователей на других платформах, а также свободно переносить с них свои аккаунты, вместе со всеми публикациями и подписчиками.
Зарегистрироваться в соцсети можно и из России, но для этого надо иметь или арендовать сим-карту зарубежного оператора. Она понадобится только один раз, чтобы подтвердить номер телефона. Процесс регистрации ADPASS подробно описывал здесь.
Bluesky и Threads* наживаются на неудачах «экс-Твиттера»
Стартап Bluesky, число сотрудников которого составляет всего 20 человек, поставил себя прямым конкурентом X и активно переманивает пользователей у соцсети Маска, когда там случаются неприятности. Например, когда X заблокировали в Бразилии, пользователи сразу потекли на Bluesky, количество зарегистрированных в соцсети выросло на 3 млн пользователей. Вслед за уходом пользователей из X после победы Трампа Bluesky опубликовала сообщение о том, что не будет использовать контент подписчиков для обучения искусственного интеллекта, через несколько дней после того, как X ввел новые правила и начал применять открытые посты для обучения ИИ.
«Множество авторов разместились на нашей платформе и понимаем их обеспокоенность тем, что другие сервисы обучают свои ИИ на основе их данных. Мы не используем пользовательский контент для обучения генеративного ИИ и не планируем этого делать», — говорится в заявлении Bluesky.
Другой конкурент X, принадлежащая компании Meta** Threads, также нарастила количество пользователей. За последний месяц к сервису присоединились 15 млн новых пользователей. Сейчас количество активных аккаунтов в Threads составляет 275 млн.
Пока эти две соцсети серьезно отстают от X, у которой, несмотря на потери, количество ежемесячных активных пользователей оценивается в 600 млн.
Американское ТВ ушло вправо
В отличие от соцсетей, пользователи которых ушли влево, на более консервативном американском медиа, телевидении, наплыв аудитории после выборов, напротив, случился на консервативном Fox News.
За неделю, прошедшую после победы Трампа на выборах, аудитория Fox в прайм-тайм выросла на 21%, составив в среднем 3,3 млн зрителей, а общая дневная аудитория канала выросла на 38%.
Либеральный MSNBC после выборов в среднем смотрели 550 тыс. американцев, это на 39% ниже показателей в октябре 2024-го. Прайм-тайм аудитория MSNBC сократилась еще значительнее — на 53%.
* продукт компании Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)