Отставить вейповать: что в России думают о грядущем запрете на электронные сигареты
Россияне высказались за полный запрет на продажу электронных сигарет (вейпов). Согласно опросу портала Superjob.ru, большинство (68%) поддерживают такую инициативу, против высказались лишь 11% респондентов. На прошлой неделе Владимир Путин поддержал введение запрета в пилотном режиме на территории Нижегородской области. Между тем, спрос на вейпы и электронные сигареты в России в 2020–2024 годах вырос в девять раз. ADPASS изучил, какие ограничения для вейпов и их рекламы действуют в Америке, Евросоюзе и в Азии.
Фотография E-Liquids UK / Unsplash
Опрос рекрутингового портала Superjob.ru прошел с 23 по 25 августа 2025 года в 380 населенных пунктах по всей России. В исследовании приняли участие 1600 человек старше 18 лет. Электронная сигарета (вейп) — устройство для нагрева специальной жидкости с различными ароматическими свойствами или никотином. В результате она превращается в пар, вдыхаемый курильщиком.
Опрос показал, что женщины заметно чаще поддерживают полный запрет на вейпы — 75% против 59% среди мужчин.
С возрастом поддержка запрета также растет: среди молодых людей до 35 лет его одобрили 54% опрошенных, а среди граждан старше 45 лет показатель достиг 77%.
Респонденты с высшим образованием чаще поддерживают запрет (73%), чем те, кто получил среднее профессиональное образование (59%).
Но самым сильным фактором, определяющим позицию по отношению к запрету, стало наличие детей: 78% родителей выступили за него, среди бездетных россиян таких всего 60%.
Как ограничивали вейпы в России
В последние годы российские власти постепенно ужесточают регулирование в сегменте электронных сигарет. Летом 2022 года президент Владимир Путин подписал закон, который ввел запрет на продажу несовершеннолетним и использование в общественных местах никотиносодержащей продукции, включая электронные сигареты, вейпы, и кальяны. В результате согласно антитабачному законодательству на такие устройства распространили весь комплекс запретительных мер.
Весной 2023 года вступил в силу полный запрет рекламы вейпов, а затем летом того же года начали действовать ограничения на их дистанционную продажу.
Летом 2025 года борьба с вейпами вышла на новый уровень — речь зашла о полном запрете на их продажу в России. С таким предложением выступили министр промышленности и торговли Антон Алиханов, спикер Госдумы Вячеслав Володин. На прошлой неделе губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с Владимиром Путиным предложил дать регионам полномочия полностью запрещать торговлю вейпами. Глава государства одобрил эту инициативу, а также предложение губернатора использовать территорию Нижегородской области в качестве пилотного региона, в котором запретят продажу вейпов. «Считайте, что я уже согласился сразу. Хорошее предложение», — сказал Владимир Путин.
Сколько в России тратят на вейпы
Несмотря на ограничительные меры расходы россиян на покупку вейпов растут. В исследовании компании BusinessStat говорится, что за 2020–2024 годы продажи вейпов и электронных сигарет в России (включая системы нагревания табака) увеличились почти в девять раз — с 28 млн до 245 млн штук. По данным компании NeoAnalytics, объем рынка электронных сигарет в 2023 году составил более 170 млрд рублей (+18,7%).
Спрос увеличивается на фоне ценовой доступности устройств, постоянного расширения ассортимента производителями и моду на вейпы, отмечают аналитики. Кроме того, рост объема продажам связан с мерами, которые власти предприняли, чтобы обелить этот рынок. Например, ужесточению правил маркировки таких устройств и введению обязательной цифровой метки «Честный знак».
Как регулируют оборот вейпов в мире
В Европе вейпы не запрещены, этот рынок регулируется директивой ЕС по табачным изделиям (Tobacco Products Directive, TPD), установившей единые правила для всех стран-участниц. Но на национальном уровне возможны дополнительные ограничения. Так, в Австрии и Дании вейпы и жидкости для них рассматриваются как медицинские изделия, продажа которых ограничена.
В Евросоюзе запрещена только трансграничная реклама (в СМИ, которые доступны в других странах-членах ЕС) и спонсорство никотиносодержащих вейпов. На локальных рынках запрета на рекламу электронных сигарет нет. Еще одно ограничение: упаковка вейпа также не должна содержать рекламных элементов.
По оценке компании Mordor Intelligence, европейский рынок вейпов растет: в 2023 году компания оценила его в $11,2 млрд, к 2028-му ожидается ростом до $21 млрд.
В США с 2019 года действует федеральный закон, запрещающий продажу вейпов и других табачных изделий лицам до 21 года. Реклама вейпов разрешена, но контролируется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), которое устанавливает общие нормативы: объявления не должны быть направлены на несовершеннолетних и содержать необоснованных заявлений о пользе для здоровья. При этом многие штаты и муниципалитеты вводят собственные правила. Так, в Калифорнии и Нью-Йорке действует запрет на продажу ароматизированных вейпов.
Mordor Intelligence оценила объем рынка вейпов и электронных сигарет в США в $34,49 млрд в 2024 году. К 2029-му, как ожидается, он достигнет $65,59 млрд.
В Канаде полный федеральный запрет на вейпы отсутствует, но на уровне провинций и территорий ограничения существуют. Например, запрет на продажу несовершеннолетним (18+), ограничения по крепости никотина и местам использования.
Некоторые страны Юго-Восточной Азии, например, Сингапур и Таиланд, ввели полный запрет на ввоз, продажу и использование вейпов. За нарушение правил предусмотрены серьезные наказания, включая штрафы и тюремное заключение. Другие страны, включая Индонезию, Малайзию и Филиппины, разрешают вейпы, но с ограничениями. Так, в Индонезии вейп-магазины должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров от школ. На Филиппинах запрещена продажа жидкостей с ароматизаторами, а также использование упаковки, привлекательной для несовершеннолетних.