20.02.2024, 17:12

От аэробуса к автобусу: Volkswagen, Stellantis и Renault создадут евроальянс для борьбы с Tesla и китайцами

Крупнейшие европейские производители автомобилей Renault, Volkswagen и Stellantis пытаются создать общие дешевые электромобили. Что-то вроде наземных аэробусов, которые, как известно, положили конец доминированию боингов. Поодиночке конкурировать с Tesla и китайцами BYD и Xpeng они не могут. Вот только с договороспособностью у них могут возникнуть проблемы: опыт создания глобального альянса между Renault, Nissan и Mitsubishi закончился арестом гендира, его бегством из заключения в Японии и ответным иском на $1,1 млрд.

Европейские автопроизводители, среди которых Renault, Volkswagen и Stellantis, планируют создать стратегический альянс, чтобы противостоять экспансии электромобилей из Китая и США. Предполагается, что они объединят усилия для производства дешевых аналогов электромобилей BYD и Tesla.

Европейский электрический автоаэробус будет бороться с китайским засильем

Руководители европейских компаний обсуждают различные форматы сотрудничества — от объединения ресурсов по производству электромобилей, до создания общих предприятий за пределами Евросоюза. Окончательный формат будет известен в ближайшие месяцы, утверждают источники Bloomberg.

Генеральный директор Renault SA Лука де Мео выступает за создание альянса, аналогичному Aerobus. Он призывает объединить активы компаний из Германии, Франции, Испании и Великобритании, чтобы создать «автомобильный аэробус» и разделить огромные затраты на создание дешевых электромобилей. «Мы открыты для такого рода инвестиций, потому что сложно зарабатывать деньги на маленьких автомобилях», — говорит де Мео, который ранее работал в Volkswagen и Fiat.

Итало-американо-французско-немецкая группа Stellantis, которую контролирует владеющая Fiat семья Аньелли, в отличие от своих потенциальных партнеров обсуждает варианты слияния. Вероятно, они не против поглотить ту самую компанию, которой «сложно зарабатывать деньги на маленьких автомобилях».

Stellantis не брезгует и связями с китайцами. Вчера Stellantis объявил о намерениях предоставить исторический завод Fiat в Турине в пользование своему новому партнеру — китайской компании Leapmotor. На заводе могут наладить выпуск китайских электромобилей, «если это будет рентабельно».

В прошлом году Tesla и BYD продали больше полностью электрических автомобилей, чем все европейские производители вместе взятые. Компания Илона Маска — 1,8 млн, китайская BYD — 1,6 млн, VW — 739 тыс., BMW — 376 тыс., Stellantis — 350 тыс., Mercedes — 222 тыс., Renault — 147 тыс.

Продажи электромобилей в мире в 2023 году

Предыдущий опыт европейского альянса перерос в бегство гендиректора и миллиардные иски

В 2016 году глава Renault-Nissan Карлос Гон решил расширить альянс, включив в него Mitsubishi. К ним планировал присоединиться и Fiat Chrysler. Но в ноябре 2018 года Гона арестовали в Токио по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Гон в общей сложности провел в тюрьме 100 дней. Его несколько раз отпускали под залог на домашний арест, но потом снова заключали под стражу. В итоге в конце 2019 года он бежал (как утверждают, на бизнес-джете в кейсе для перевозки концертного оборудования) в родной Ливан. В июне 2023 года Карлос Гон подал иск на $1,1 млрд против Nissan, обвиняя компанию в том, что арест был политическим: акционеры компании хотели заблокировать слияние компании с Renault, архитектором которого он являлся.

Летом 2023 года было объявлено о реорганизации альянса. Компании снизят количество акций друг друга до 15% (ранее было неравенство в перекрёстном владении акциями в пользу японской компании), а Nissan вложит €600 млн в производство электрокаров Renault Ampere.

Дни бензиновых и дизельных автомобилей в Европе сочтены

Помимо внешней конкуренции на европейские концерны оказывают давление европарламентарии. В 2025 году в Европе вступают в силу нормы «Евро-7», по которым значительно снижаются допустимые выбросы. В частности необходимо втрое снизить выбросы оксидов азота для легковых автомобилей, что по сути ставит под запрет все двигатели внутреннего сгорания. За несоблюдение норм автопроизводителей ждут штрафы. По оценкам Bloomberg только Volkswagen грозят штрафы в размере €2 млрд в год.

Пока европейские компании пытаются подстроиться пол новые нормы, китайские автопроизводители при поддержке правительства народной республики выводят на европейские рынки модели, которые лучше и дешевле европейских.

Например, Dolphin от компании BYD стоит на €7 тыс. меньше, чем его собрат VW ID.3 в аналогичной комплектации. Несмотря на то что немецкий автопроизводитель позиционирует модель как новый «жук» эпохи электромобилей, при стоимости от €39 тыс. он неконкурентоспособен. Сейчас VW, Stellantis и Renault независимо друг от друга работают над созданием моделей электрокаров стоимостью ниже €25 тыс., чтобы конкурировать с китайцами.

Спрос на электромобили в Европе в 2017-2023 гг.

Илон Маск готов душить китайские автобренды

Перетряска авторынка в Европе может распространиться на США, где General Motors и Ford на фоне сокращения собственного производства дорогих электромобили занимаются поиском партнеров с более дешевыми предложениями.

В январе 2023 года владелец Tesla Илон Маск призвал душить китайских автопроизводителей. «Китайские автомобильные компании являются наиболее конкурентоспособными в мире. Я думаю, что они добьются значительного успеха за пределами Китая, градус которого будет зависеть от того, какие торговые барьеры будут для них установлены», — сообщил Маск.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram