ADPASS рекомендует материал к прочтению
Sees Group
22.03.2023, 11:46

Логистика в 2023 году: к чему готовиться и как действовать

В 2022 году логисты поняли: рынок не будет прежним. В лучшем случае компании сохранили большинство поставщиков, перестроили логистические маршруты, а также оптимизировали расходы на склады и транспортировку, в худшем — растеряли пул партнеров, испытывают сложности с проведением финансовых операций и вынуждены искать всё новые логистические схемы для обхода санкций.

О том, какой опыт приобрели логисты в 2022 году и к чему готовятся в 2023, на конференции «New Age Logistics в ритейле» рассказали эксперты из компаний Снежная королева, Иль де Ботэ, Dalli, Solopharm, Идеал, DPD, СДЭК, O’КЕЙ, PlayToday, ГК Лудинг, Ahmad Tea.

«Черные лебеди» 2022 года

Изменение геополитики кардинально сказалось на международной логистике. Практически все потоки обрушились, сроки транспортировки выросли, цены взлетели. Регулярные, но неожиданные изменения, обновление пакетов санкций приучили логистов к тому, что нужно постоянно быть в тонусе, мониторить ситуацию на всех маршрутах и быть наготове, чтобы оперативно их перепрокладывать.

И «черные лебеди» — трудно прогнозируемые события — продолжают влиять на логистику. Например, землетрясение в Турции, в результате которого пострадали ЖД инфраструктура страны и порт Искендерун, а отправки заморозились на несколько недель. Или вспышка коронавируса в Китае, которая вывела до 70% персонала из рабочего режима.

«Черным лебедем» для алкогольной отрасли стала и обязательная необходимость маркировки «Честный знак», поделился Кирилл Тупин, директор по логистике ГК «Лудинг».

С кем работать? Основные поставщики

У компаний в разных сегментах рынка по-разному складывалась ситуация с ротацией поставщиков.

Например, Алексей Ермаков, директор по логистике «Снежная королева», отметил, что за 2022 год компания сохранила почти всех поставщиков и даже расширила их пул.

О том, что компании удалось сохранить большинство европейских поставщиков и всех партнеров из Азии, рассказала Екатерина Журавлева, заместитель директора по закупкам и логистике по ВЭД, Solopharm. К 2023 году производитель лекарств пришел с отличными результатами: оптимизировала пул поставщиков и вернула логистику к срокам и ценам, по которым возила грузы до февраля 2022 г.

Любопытно, что при сокращении экспорта лекарств из Германии в Россию на 40% общий показатель экспорта лекарств из Германии увеличился на 52%

Екатерина Журавлева
Заместитель директора по закупкам и логистике по ВЭД, Solopharm

У ГК «Лудинг» поменялась структура поставщиков и ассортимента: нарастили поставки от российских производителей, выстроили связи с партнерами из Северной и Южной Америки, а также из Испании и Португалии. Часть ассортимента поступает из-за границы в качестве параллельного импорта.

Опасения по поводу роста контрафакта не оправдались. Отсутствие необходимости работать через эксклюзивных дистрибьюторов даже упростило жизнь компании, но логистика стала дороже, и это привело к росту цен на товар почти в два раза. Сейчас компанию больше волнует, как на высокие цены будет реагировать покупатель: готов ли он платить за привычный бренд или переключится на «краснодарский виски».

Пул поставщиков значительно изменился и в сегменте косметики и парфюмерии.

Нас ждет существенное изменение товарного наполнения, многие косметические бренды остановили поставки в Россию, и основным вызовом для нашей индустрии является найти этим брендам достойную замену.

Павел Штыков, 
Директор по логистике ИЛЬ ДЕ БОТЭ

Фокус на эффективность

Зафархон Алиходжаев, генеральный директор консалтинговой компании «Идеал» считает, что в 2022 году российский бизнес в очередной раз доказал, насколько он крут, и очень быстро адаптировался к переменам, которые происходили постоянно в течение года. И наконец владельцы российского бизнеса сфокусировались на эффективности и оптимизации.

У компаний появились возможность и желание понять, сколько у них неэффективных людей, процессов. Они не могли понять, где теряют деньги. Были несоразмерные масштабу бизнеса раздутые штаты, тяжелые забюрократизированные процессы внутри организации. В 2022 году в бизнесе был большой спрос на изменения, а главное — компании быстро принимали решения и инвестировали в автоматизацию.

Зафархон Алиходжаев
Независимый эксперт 

Влияние санкций

В первую очередь все компании рынка испытали трудности, связанные с приостановкой международных платежей и резкими скачками курсов валют. Но с каждым новым пакетом санкций возникали новые ограничения, которые коснулись всех участников рынка.

Ограничения по стоимости импортируемого товара сказались, например, на ассортименте «Снежной королевы». Компании Ahmad Tea пришлось искать новых поставщиков сырья для изготовления чайных фильтр-пакетиков. Запрет дистиллятов стал проблемой для ГК Лудинг, а для Solopharm — отсутствие медицинского полиэтилена и полипропилена для упаковки лекарств.

Решением проблемы стала возможность переключиться на поставщиков из Турции и Китая, а также альтернативы внутри страны. Так, Solopharm совместно с холдингом «Сибур» и при поддержке Минпромторга разработали формулу медицинского полиэтилена и полипропилена и теперь закупает материал для упаковки лекарств у СИБУРа.

Драматично сказались санкции на деятельности одной из компаний, которая поставляет высокотехнологичное и медицинское оборудование из Германии и США. Вахид Киасса, независимый эксперт по логистике, рассказал, что после сокращения пула поставщиков на 70% эта компания практически прекратила свою деятельность в России.

Планирование в условиях неопределенности

В вопросах планирования ключевыми моментами стали сроки и ошибки прогноза. Часть компаний оставили горизонтом планирования год, но корректируют свои действия ежемесячно. Часть участников сокращают сроки планирования до сезона или месяца. Вариативно подходят эксперты и к показателю ошибки прогноза — от 7–8% до 30%.

Общее мнение: легче не будет, 2023 год будет богат на вызовы, и логисты продолжат пребывать в поиск баланса расходов, сроков, планов и т.д.

У нас планирование строится на год вперед и рассчитывается от себестоимости товара. Для меня важно уложиться в KPI по показателям сроков и стоимости доставки, международной сертификации, таможни — с учетом коэффициента накладных расходов. Коэффициент не меняется. Отталкиваемся от того, что есть, и надеемся, что никаких глобальных потрясений не будет.

Леонид Рыжков, 
Руководитель направления ВЭД PlayToday

Сроки и тарифы доставки

Сокращение сроков доставки по-прежнему остается актуальной задачей для логистики. Не смотря на то, что маршруты восстанавливаются или налаживаются, к прежним скоростям международных перевозок компании не вернулись.

Ирина Иванова, руководитель отдела продаж СДЭК, отметила, что в 2022 году груз из Китая мог идти 80–90 дней, сейчас срок сократился до 22–25 дней, а в планах оператора — улучшить этот показатель до 6–7 дней. Европа пока тоже не вернулась к базовым срокам, и сейчас товар идет 2–3 недели, включая таможенное оформление.

Сергей Денисов, директор по развитию международного бизнеса DPD в России, рассказал о новом вызове для компании — интерес со стороны клиентов к международным перевозкам небольших посылок.

Создание новых производств с восточными партнерами требует определенной сертификации, необходимо ввозить небольшие партии товара для тестов и получения сертификатов. Таким образом, челленджем для нас стала перевозка маленьких товарных партий. Мы планируем открыть линии с самыми перспективными для экономического сотрудничества странами: Китай, Турция, Бангладеш, ОАЭ — чтобы наши партнеры получили возможность привезти не только контейнер, но и небольшие курьерские посылки

Сергей Денисов, 
Директор по развитию международного бизнеса DPD в России

Так, оператор заявляет срок авиационной экспресс-доставки из Китая от «двери до двери» в пределах недели, при отсутствии сложностей с таможенным оформлением.

В плане тарифов представители ритейла и операторы перевозок ожидают разного. Игорь Шацкий, директор по логистике O’КЕЙ, отметил, что торговая сеть закладывает рост стоимости на уровне показателя инфляции — около 10%. Важно учитывать, что помимо транспортных тарифов на расходы будут влиять складские тарифы, операционные расходы и другие составляющие бизнес-процесса.

На сегодняшний день и ближайшие полгода точно мы не чувствуем необходимости поднимать клиентские тарифы по России. Что касается тарифов из-за рубежа и за рубеж, то их мы не можем даже фиксировать, потому что цены меняются каждый день

Ирина Иванова
Руководитель отдела продаж, СДЭК

Автоматизация логистики

Павел Штыков, директор по логистике ИЛЬ ДЕ БОТЭ, утверждает, что сейчас ритейлер не будет инвестировать в новые технологии, а сфокусируется на автоматизации базовых процессов. Так, функции, связанные с обменом и автопополнением, уже автоматизированы, и логистическая автоматизация пока поставлена на паузу. Следующим проектом будет внедрение софта для прогнозирования пополнения.

Solopharm в рамках курса на повышение эффективности внедрили автоматизацию для процесса поиска лучших подрядчиков и тарифов, проведения тендеров.

Если раньше мы запрашивали спотовые ставки по почте, то теперь мы это делаем на тендерной площадке и перевозчики сами борются за наш рейс, наш груз. Плюс это интегрировано с 1С: при формировании заказа логисту необходимо поставить лишь галочку — всё улетает на тендерную площадку и подгружается обратно автоматически. Это можно было сделать и раньше, но 2022-й год стал триггером.

Екатерина Журавлева
Заместитель директора по закупкам и логистике по ВЭД, Solopharm

Если вы сегодня все еще делаете прогнозирование вручную и решите перейти на любую информационную систему, которая будет делать это корректнее и быстрее, то тогда появится время на корректировку прогноза. В ритейле любая автоматизация процессов ведет к улучшению уровня сервиса.

Игорь Шацкий
 О'КЕЙ

Леонид Рыжков, руководитель направления ВЭД в PlayToday, еще раз озвучил общую позицию всех компаний: прежде чем автоматизировать какой-либо бизнес-процесс, необходимо оценить стоимость проекта, предполагаемый эффект внедрения и ограничения, которые могут возникнуть.

Вызовы «последней мили»

И бренды, и логистические операторы подчеркивают, что на оценку доставки значительно влияет работа курьера в рамках «последней мили». Соглашение SLA (Service Level Agreement) является неотъемлемой частью партнерского договора, а поиск курьеров — становится всё более сложной задачей. Логистические компании жестко конкурируют за кандидатов — и в первую очередь, при помощи денег.

Мы постоянно конкурируем с с Ozon и Яндекс Доставкой за курьеров Поэтому держим ФОТ на уровне этих двух компаний, именно они диктуют рынку ФОТ на курьеров. За прошлый год он не сильно вырос — может быть, на 10–15%.

Ирина Иванова
Руководитель отдела продаж, СДЭК

Денис Смелов, коммерческий директор DALLI, утверждает, что работа курьером масштабировалась в полноценную профессию. Курьеры зарабатывают такие деньги, что некоторые специалисты могут позавидовать — часто более 100 тыс руб). Но найти подходящих кандидатов трудно.

Мы не имеем права нанимать людей, которые еще вчера возили еду, а сегодня решили устроиться в Dalli. У нас очень узкая воронка найма, всего 3% кандидатов устраиваются к нам на работу: из 1500 телефонных заявок примерно 500 дойдут до группового собеседования, и только 46 человек станут курьерами.

Денис Смелов 
Коммерческий директор DALLI

Задачи на 2023 год

Несмотря на неопределенность ситуации и регулярные вызовы компании продолжают строить планы и развиваться. В качестве актуальных задач на 2023 год эксперты по логистике назвали развитие e-commerce-направления, расширение складских площадей, сохранение поставщиков и сокращение издержек на конечный продукт. Зафархон Алиходжаев рекомендует компаниям не держать все деньги в инвестициях или товаре, а иметь запас свободных средств.

Вам понравится

Сервис Событий С4
19.04.2024
Sape
04.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?