14.01.2025, 17:28

Комиссионный спор: 20 млн британцев хотят получить $1,8 млрд с Apple

В британском суде начали рассматривать иск, поданный к Apple от имени почти 20 млн британских пользователей, в котором компанию обвиняют в злоупотреблении доминирующим положением на рынке мобильных приложений и требуют почти $2 млрд компенсации. Истцы утверждают, что потребителям приходится переплачивать за цифровые продукты из-за непомерно высокой комиссии, установленной владельцем App Store. В 2025 году британским судам предстоит рассмотреть сразу несколько подобных дел, в которых ответчиками выступают американские технологические гиганты.

© Pixabay.com

Несправедливая дань

Иск, который начал рассматривать накануне в Лондоне Трибунал по апелляциям в области конкуренции, подала доктор Рэйчел Кент, преподаватель Лондонского королевского колледжа, от своего имени и имени около 19,6 миллиона пользователей iPhone и iPad в Великобритании. В заявлении говорится, что компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке приложений, а её комиссия в размере 30% нарушает европейское и британское антимонопольное законодательство.

В своём вступительном заявлении адвокат истцов Марк Хоскинс отметил, что между сторонами нет споров по поводу «фундаментальных фактов этого дела». Он утверждает, что Apple является доминирующей компанией в технологическом секторе по всем определениям и использует это положение, чтобы не допускать на рынок конкурентов.

Рэйчел Кент утверждает, что App Store в прошлом году принес $15 млрд дохода при затратах на операционные расходы в размере около $120 млн, и что пользователи переплачивают из-за отсутствия альтернативных вариантов. Общая сумма ущерба оценивается в иске в размере до 1,5 млрд фунтов стерлингов ($1,8 млрд), пишет Reuters.

«App Store стал блестящим проводником для множества интересных и инновационных сервисов, которые многие из нас считают полезными, в том числе и я. Однако через 13 лет после его запуска он стал единственным способом получить их для миллионов потребителей. Apple ревностно охраняет доступ к миру приложений и взимает сборы за вход и использование, которые совершенно необоснованны. Это поведение монополиста, и оно неприемлемо. Обычные люди всё больше зависят от приложений, особенно в последние годы. Apple не имеет права взимать с нас 30% от того, что мы оплачиваем на своих устройствах, особенно когда она сама блокирует доступ к платформам и разработчикам, способным предложить нам более выгодные условия. Именно поэтому я подаю этот иск», — цитирует документ The Guardian.

В заявлении, выпущенном до начала суда, Apple отвергла обвинения, назвав их безосновательными» и заявила, что не нарушала никаких законов.

«Мы считаем этот иск безосновательным и приветствуем возможность обсудить в суде нашу непоколебимую приверженность потребителям, а также многочисленные преимущества, которые App Store и передовые технологии Apple предоставили экономике инноваций Великобритании. Комиссии, взимаемые App Store, находятся в русле стандартов, применяемых другими цифровыми платформами. Фактически, 85% приложений в App Store бесплатны, и разработчики ничего не платят Apple. А для большинства разработчиков, которые платят комиссию за продажу цифровых товаров или услуг, она составляет 15%», — подчеркнули в компании.

Во вступительных аргументах истцы отметили, что в Apple считают невозможным оценить прибыльность App Store как такового, поскольку он неотделим от остальной «экосистемы Apple». Судебное разбирательство пройдет в течение ближайших семи недель.

Британцы против бигтеха

Этот иск стал первым из ряда дел против крупных технологических компаний, которые в 2025 году будут рассматриваться Трибуналом по апелляциям в области конкуренции. Еще один процесс против Apple тоже касается комиссий в App Store и пройдет по иску на сумму почти миллиард долларов, поданному от имени британских разработчиков приложений. Компании придется ответить на обвинения в несправедливом взимании комиссий с более чем 1500 разработчиков из Великобритании за продажу приложений и другого контента.

Иск был подан профессором конкурентного права и экономистом Шоном Эннисом в Лондонский апелляционный трибунал по вопросам конкуренции (Competition Appeal Tribunal, CAT) в прошлом году. В иске утверждается, что Apple взимала с разработчиков несправедливые комиссии, достигающие 30%. Адвокаты Энниса заявляют, что американский технологический гигант злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке дистрибуции приложений для iPhone и других устройств Apple, и требуют компенсации ущерба.

В другом коллективном иске, который ждет рассмотрения Трибуналом уже более года, защитник прав потребителей Джасти Гатманн требует с Apple для примерно 24 миллионов британцев сумму в размере до 1,6 млрд фунтов стерлингов ($1,9 млрд) в качестве компенсации за сокрытие проблем с батареями iPhone. Их компания решила замаскировать обновлением, без ведома пользователей замедлявшим работу устройств с потерявшими емкость аккумуляторами.

Ждут своего часа в Лондоне и иски к трем другим американским IT-гигантам — Amazon, Google и Meta*. Британская ассоциация независимых ретейлеров, насчитывающая более 35 тыс. участников, хочет отсудить у Amazon миллиард фунтов стерлингов ($1,3 млрд). Истцы утверждают, что маркетплейс незаконно использовал их данные о продажах, чтобы предложить покупателям дешевле аналогичные собственные продукты, увеличивая тем самым свою долю рынка и доходы.

С Google компенсацию в размере до 13,6 млрд фунов стерлингов ($17,4 млрд) требуют британские издатели сайтов и приложений, обвиняя поисковик в злоупотреблении доминирующим положением на рынке интернет-рекламы. Иск начнут рассматривать в конце 2025 года. А 45 млн британских пользователей Facebook** в лице ученого-юриста Лайзы Ловдаль Гормсен требуют с принадлежащей Meta* соцсети до 3 млрд фунтов стерлингов ($3,77 млрд). Истцы утверждают, что Facebook должна им деньги за предоставленные ей персональные данные, которые позволили соцсети зарабатывать миллиарды на рекламе.

* признана экстремистской и запрещена в РФ

** Продукт Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ

Авторы:
Николай Белый
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram