18.10.2021, 15:04
ADPASS рекомендует материал к прочтению
Материал блога компании: NMi Group

«Клиповое мышление» — новый этап взаимодействия человека и информации

Поделиться
Глобальная информатизация меняет умственную деятельность человека, форсируя зародившуюся в 1950-1960-х годах «клиповую культуру». Марина Анохина, директор по группе клиентов NMi Group, рассказала, что то следует учитывать при продвижении товаров и услуг, когда ЦА не способна в течение длительного времени концентрироваться на какой-либо информации и впоследствии провести ее критический анализ.

Клип-мышление меняет реальность

Термин «клиповое мышление» отображает новую модель восприятия информации и часто используется для обсуждения рисков утраты творческих культурно-генерирующих способностей человека. О количестве людей с клиповым мышлением можно судить по тому, что ведущие мировые образовательные учреждения интегрируютрелевантные методы обучения, рассчитанные на новый тип восприятия информации.

Клип-культура футуристов

Феномен клип-культуры впервые был отмечен американским футуристом А. Тоффлером (Toffler, 1984), который рассматривал эту концепцию как компонент общей информационной культуры, формирующей такую ​​уникальную форму восприятия, как «запэпинг», когда бесконечное переключение телеканалов создает новый образ, состоящий из фрагментов информации или обрывков впечатлений. Этот образ не требует воображения или размышлений, аинформация постоянно обновляется, поскольку все, что видно в новостном сообщении без временного пробела, имеет тенденцию терять свой смысл или устаревать. Кроме того, Тоффлер ввел термин «блип», то есть мозаичное восприятие мира, возникающее из аудиовизуальной электронной информации с точки зрения ее демассификации.

Различия клипового и линейного мышления

Клип-мышление — процесс отражения множества различных свойств объектов без учета взаимосвязей между ними, характеризующийся фрагментированным информационным потоком, нелогичностью, неоднородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, а также отсутствием целостного восприятия окружающего мира. Ему противопоставляется линейное мышление, основанное на логике и последовательности.

Клиповое мышление в рекламе

Согласно опросу, 78% маркетологов уверены, что видео контент помогает им увеличить продажи, а 84% — что он эффективно привлекает потенциальных клиентов. На примере 10 лучших рекламных роликов Суперкубка 2021 года видно, что в основе их успеха лежит «клиповый» подход: короткие эмоциональные кадры быстро сменяют друг друга, а видео ролики рассчитаны на поверхностное восприятие.

Негативные и позитивные стороны клипового мышления 

Оппоненты клипового мышления приписывают ему ряд негативных свойств: от массового синдрома дефицита внимания до нарушения способности к логическому мышлению.Клип – мышление рождает быстрый отклик, многозадачность и упрощение, в результате которого человек теряет способность к глубокому усвоению информации.Одновременно с этим клип-мышление оказалось своего рода защитой от информационной перегрузки в современном обществе, особенно когда человеку необходимо усваивать разноплановую информацию. Клип-мышление создает новый инструмент управления информацией; поэтому сетевые коммуникации так же важны для современного человека, как и обычные.Кроме того, язык изображений и жестов намного старше языка символов; Следовательно, человеку легче воспринимать информацию в виде изображений, чем букв, цифр, формул и прочего

Дополнение  к аватару потребителя

Одна из особенностей клипового мышления — развитие одних когнитивных навыков за счет других. В своей книге «Я, MySpace и я: воспитание сетевого поколения» Ларри Д. Розен, американский психолог, отмечает, что сила интернет-поколения, выросшего в эпохуdigital-коммуникационных технологий, демонстрирует более высокую склонность, например, для многозадачности: современные дети могут выполнять домашнее задание, одновременно слушая музыку, болтая, редактируя изображения или просматривая интернет. Однако, многозадачность приводит к недостатку концентрации и синдрому дефицита внимания с гиперактивностью. Это трудность можно преодолеть, выбрав подачу информации в виде клипов, то есть ярких, четких и наглядных презентаций с понятными, образными и запоминающимися формулировками.

Ментальная модель современной действительности 

Сознание клипа предполагает практически полное отсутствие рациональных оснований и четкой логики. Абсурд становится «логикой» клипового мышления. Создание мира из кусочков элементарного содержания, достижение максимальной простоты при минимизации объема меток. Режим мышления коротких, интенсивных изображений, фрагментарных и временных модульных всплесков информации (возможно, прагматически сфокусированных) создает новые образы в причудливом, необычном стиле: сжатая, несвязанная форма, не поддается никакой категоризации. Эта ментальная модель современной действительности — время коротких фраз и мыслей.

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS