01.06.2022, 16:29

Кинотеатры пытаются усидеть на «Двух холмах»

В кинотеатрах начинается прокат киноверсии сериала «Два холма». Это вынужденная мера — пробный шар для индустрии офлайн-кинопоказа, испытывающей «контентное голодание». ADPASS сериал не смотрел, но решил изучить ситуацию.

Кинотеатры обратились за помощью к своим «лучшим» друзьям — онлайн-киносервисам. Как сообщают «Ведомости», 9 июня в кинопрокат выйдет сериал «Два холма». Зрителям будет представлена киноверсия его первых серий.

«Два холма» — постапокалиптическая комедия от онлайн-кинотеатра Start. Премьера сериала состоялась 28 апреля. Сейчас он с рейтингом 6,7 находится на 14 месте в рейтинге «Популярные сериалы» на «Кинопоиске». Помимо материнского киносервиса Start, «Два холма» есть и в Okko. Сериал посмотрели более 600 тыс. домохозяйств.

Прокат сериала в кинозале — вынужденная новинка сезона. С начала марта свою деятельность в России свернули ведущие голливудские студии: Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures. Отсутствие премьер и остановка проката уже выпущенных ими фильмов — следствие решений, принятых мейджорами мирового кинопроизводства на фоне военных действий в Украине.

Зарубежная кинопродукция ранее приносили российским кинотеатрам львиную долю выручки. По данным государственного Фонда кино, в 2021 году из 40,7 млрд рублей, вырученных за просмотр, на долю иностранных кинолент пришлось 30,3 млрд рублей (74,45%). Уход с рынка ведущих мировых кинопроизводителей повлек за собой драматическое падение выручки и прибыли для российского кинопроката.

27 апреля «Ассоциации владельцев кинотеатров» (АВК), в которую входят более 700 кинотеатров с более чем 2600 экранами, выступила с заявлением, где описала трагическую картину, сложившуюся в российском кинопрокате. По словам авторов заявления, падение показателей марта 2022 года к марту 2021 года составило 44% по сборам и 49% по зрителям. Закрытыми оказались 36,4% кинозалов в стране.

Критический недостаток репертуара в ближайшие 2 месяца повлечет за собой падение выручки кинотеатров более, чем на 80% и приведет к закрытию минимум 50% кинозалов», — говорится в заявлении.

Его появлению предшествовала просьба АВК к правительству о помощи в размере 4,2 млрд рублей. Позднее с инициативой о выделении кинотеатрам 6,5 млрд рублей субсидий обратился бизнес-омбудсмен Борис Титов. 18 мая правительство отклонило его инициативу.

Запрет на прокат коснулся не только зарубежных, но и отечественных фильмов. 31 марта 2022 года Walt Disney Company решила полностью приостановить показ своих фильмов в российских кинотеатрах. По этому решению был остановлен прокат российского фильма «Мистер Нокаут» (позднее состоялся российский ре-релиз). Мультфильм «Последний богатырь: Посланник тьмы» постигла та же участь — его повторный прокат был запрещен, на что в своем открытом письме к министру культуры пожаловалась АВК.

Реакция кинотеатров на происходящее — естественная реакция бизнеса на кризис. Многие сотрудники переводятся на неполный рабочий день, падает их заработная плата. Речи об инвестициях больше нет, останавливаются даже плановые ремонты. Некоторые кинотеатры сокращают количество работающих залов и сеансов — начинают работать не с утра, как было принято ранее, а с 12:00 или даже с 16:00. Владельцы кинотеатров ведут переговоры с арендодателями о снижении арендной платы, которая, обычно составляет определенный процент от суммы сборов, но не может быть ниже определенной минимальной суммы с квадратного метра. Сейчас речь идет о том, чтобы этот минимальный порог убрать.

Есть и более радикальный подход к решению сложившейся ситуации. Как сообщил «Коммерсантъ», группа «ADG», владеющая 39 районными кинотеатрами, выкупленными у правительства Москвы, и занимающаяся их реконструкцией, планирует отказаться от части кинозалов и сдать их помещения в аренду фитнес-клубам.

«Холмистая соломинка» — прокат сериалов в кинотеатрах — может не помочь. Зачем зрителю платить деньги за то, что он может посмотреть дома, сидя на любимом диване с паузой и перемоткой в руках? Реальный интерес у зрителя к «сериальному» сегменту может проснуться только в случае создания отдельных киноверсий сериалов — появления контента, отличающегося от того, который можно посмотреть дома. Для онлайн-сервисов это прежде всего инструмент маркетинга, возможность провести PR-акцию. О прямых доходах от проката до окончания «эксперимента» говорить рано.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram