ADPASS рекомендует материал к прочтению
/// metasharks
21.09.2023, 17:24

Как выстроить маркетинговый завод, если вы первый маркетолог в компании

Что делать, если вы — маркетолог и выстраиваете все процессы в отделе с нуля, и как быть, если вы — собственник, и в вашей компании наконец-то есть на кого делегировать маркетинг. Рассказываю в статье.

Привет, на связи Ирина Изванова, маркетолог студии разработки metasharks.ru, в статье я расскажу какие действия помогли мне за три месяца на новой должности «наладить производство» маркетингового материала, а также какие этапы онбординга я прошла, прежде чем влиться в рабочие процессы. Итак, поехали)

Предыстория

До того как попробовать себя в роли маркетолога IT-компании я 1,5 года была в этой же организации на позиции проджект-менеджера, поэтому мне не требовалось долго погружаться в специфику работы Меташаркс, да и опыт в маркетинге у меня уже был (хоть и в других сферах). Мне казалось, что настроить поток трафика будет более менее быстро и просто — «щас тут курс посмотрю, тут рилс и шортс запилю, в топ залетим и будем разгребать заявки».

Однако на деле все оказалось иначе — я не ожидала, что полная свобода действий и предложений может обернуться расфокусом и непониманием с чего начинать, проверенных инструментов нет, протестированных гипотез тоже (пояснение — до меня все заказчики выходили напрямую на руководителя через нетворкинг). Итого у меня на руках есть только сайт и презентация.

Аптечка первой помощи

Поскольку маркетинг в каждой сфере специфичен, то первое с чего я начала, это изучение доступных курсов и материалов именно по маркетингу для IT-компаний, делюсь находками:

  • Бесплатный курс «Метод Терехова» для маркетологов и пиарщиков в IT от основателя Ruward и Cossa.

  • «Диджитал-Радио Терехова Андрея», блокнот и ручка вам точно пригодятся при прослушивании.

  • Аудиокнига: М. Десятых, «Управление фирмой…» для понимания как компания работает и что хочет от маркетологов от основателя Red Mad Robots.

  • Чтение тематических каналов в Телеграм, тут для вас целая подборка. Сразу лайфхак — все полезные материалы я добавляю в отдельную папку, и отправляю их все в архив, чтобы они не маячили в разделе «Все чаты», где у меня реально только чаты.

  • Подпишитесь в онлайн-изданиях на рубрики про маркетинг и дизайн (в диджитал они идут рука об руку).

  • Для того, чтобы понять атмосферу и познакомиться со средой IT, рекомендую посещать тематические мероприятия, так для меня был показателен выезд на РИФ, где я увидела своих коллег, масштабы и новые горизонты.

  • Найти вдохновение в работе для собственных достижений — личный канал/блог о деятельности, участие в конкурсах для маркетологов.

  • Присутствовать на встречах по проектам, чтобы быть в курсе какие процессы происходят в компании, а не витать в облаках мира маркетинга.

Весь набор знаний и информации, полученный из таких доступных способов, дали мне хорошую базу для того, чтобы понять в чем уникальность именно нашей команды, и как я могу повлиять на ее результаты.

Первые блины комом

Сначала у меня было представление, что я должна продумать стратегию развития, выстроить маркетинговые процессы и привести первых жирных лидов уже на второй месяц. Реальность естественно показывала мне обратную картину — второй месяц прошел, а я до сих пор котенок, уже не слепой, но только учащийся ходить.

Я жадно смотрела вебинары про маркетинг в IT и лидогенерацию, но помог один эфир на общую тему как выстраивать маркетинговые процессы в компании. Ключевая мысль — все в маркетинге слепые котята, особенно если до вашего прихода как таковых налаженных процессов не было. И не важно новичок вы или акула с двадцатилетним опытом. Ни у кого никогда нет четких инструкций, любая активность — это гипотеза, которую нужно проверять на практике. Все получилось с первого раза — отлично, не получилось — это нормально, нужно заходить с другой стороны, вносить корректировки или переходить к следующей теории.

Одна эта мысль помогла мне очистить голову от ожиданий и целей на стахановские результаты, которые лишь создавали напряжение и внушали страх ошибки.

Инструкция к эксплуатации

Поезд встал на рельсы, когда мы с руководством сформулировали для меня более четкую цель и я выстроила для себя план работ. Поделюсь тезисно, но для читателей, думаю, будет вполне понятно:

  • Определить конкретную измеримую цель в лидах, инструментах или других показателях. Например, по системе SMART.

  • Настроиться на работу в долгую, не рассчитывать на быстрый результат (хотя приятно, конечно, когда он быстрый).

  • Определить основные источники работы с лидами, для меня это сайт, презентация с кейсами, траффик с площадок, например, ADPASS. Все остальные активности — дополнения к этим трем китам.

  • Встраивать в процессы компании собственные инициативы, например, моя касалась работы с кейсами, но это история для отдельной статьи.

  • Подготовить удобные и понятные инструменты для планирования и ведения задач. Как только выстрою для себя идеальные в этом плане условия, поделюсь всеми табличками и ссылочками.

  • Быть готовой, что согласование маркетинговых материалов — долгий процесс, я прочитала у коллеги, что одна ее статья на редактуре уже год, и меня аж отпустило, что мои материалы все лишь месяц-два 😀

  • Не бояться экспериментировать и предлагать идеи.

Данная статья будет первой из серии о маркетинговом заводе. Если было полезно, поделитесь в комментариях своим опытом и обратной связью. Так новый материал будет набираться на клавиатуре быстрее 🙂

И подписывайтесь на мой ТГ-канал, в нем часто встречаются наблюдения и лайфхаки.

Как сделать социально
важный и этичный проект?