K-pop в массы — деньги в кассы: в России начинается бум корейской масскультуры
Спрос на товары, связанные с южнокорейской поп-культурой, в России вырос с разы. Поклонники k-pop жадно раскупают диски, книги и атрибутику с изображениями любимых музыкантов. Тематические паблики во «ВКонтакте» посещают 9,1 млн человек. А особо преданные фанаты, чтобы стать ближе к своим кумирам, учат корейский. Всплеск интереса к k-pop в России подхлестнули военные действия в Украине и недоступность западных поп-новинок, думают эксперты.
Где и как популярна корейская попса
Согласно данным сервиса Statista, который в конце 2022 года провел опрос в 26 странах об отношении к k-pop, около 46% респондентов заявили, что этот жанр «очень популярен» в их стране. «Умеренно популярным» это масскульт-направление назвала четверть опрошенных. Из результатов опроса следует, что популярность k-pop выходит далеко за пределы Южной Кореи.
Около 15,6% респондентов заявили, что жанр k-pop популярен в их стране благодаря запоминающемуся ритму и припевам. Привлекательность и стильность певцов также были важными факторами.
Россияне стали покупать товары, связанные с южнокорейской музыкальной индустрией k-pop, в 2,8 раз чаще, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные «Авито». Поклонников поп-направления, в первую очередь, интересуют музыкальные альбомы и различная атрибутика с изображениями популярных южнокорейских групп. По данным классифайда, только в апреле продажа подобных товаров достигла 15 тыс. штук.
Продажи альбомов k-pop-исполнителей на платформе выросли в 2,8 раза год к году. Средняя цена альбома — около 1,5 тыс. рублей. Больше всего продается дисков южнокорейских бойз-бендов. Самый заметный рост продаж показали группы TXT (почти в 7 раз), Stray Kids (в 5,8 раза) и BTS (на 77%).
В Ozon сложилась такая же ситуация. По словам представителя маркетплейса, штучные продажи товаров в категории k-pop в апреле 2023 года выросли в 25,5 раз год к году.
Поклонники музыкального направления собираются в соцсетях. По данным «ВКонтакте» число тематических k-pop-групп в соцсети превысило 1,5 тысячи, а их общая аудитория перевалила за 9,1 млн человек. По данным соцсети, 85% аудитории тематических пабликов — девушки, а средний возраст подписчиков колеблется от 18 до 24 лет.
Рост интереса к k-pop отмечают и музыкальные сервисы. Количество прослушиваний музыки жанра в первом квартале 2023 года выросло на 15-20% год к году, рассказали в «МТС Music». В «Яндекс.Музыке» сообщили, что в первом квартале 15% пользователей сервиса прослушали хотя бы один k-pop-трек, а количество прослушиваний жанра в целом выросло в три раза.
Но k-pop-фаны не только слушают музыку и переписываются в тематических группах в соцсетях. По данным книготорговой сети «Читай-город», в январе-мае продажи изданий в категории «Музыкальные биографии» выросли на 114% год к году, а самый стремительный рост показали книги о k-pop. В топ-10 бестселлеров категории вошли четыре книги про k-pop-культуру. Книги об историях групп Blackpink и BTS, а также книга Малкольма Маккензи «K-pop-идолы от BTS до Blackpink» показала самый большой рост: их продажи увеличились в пять раз. В «Авито» добавили, что продажи учебников и самоучителей по корейскому языку выросли на 32% год к году.
Что такое K-pop и Халлю
K-pop существует уже несколько десятилетий. Но его выход за пределы Южной Кореи и мировое признание пришлись на конец 90-х начало 00-х годов. K-Pop эволюционировал от первого поколения к четвертому поколению, и по мере его роста росла и экономика Южной Кореи. Популярность индустрии-k-pop позволила распространить его и в другие страны. Проникновению k-pop происходило через так называемую «корейскую волну» или Халлю. Халлю — это феномен, связанный с популяризацией корейской культуры и её распространением среди стран Запада и Юго-Восточной Азии. Возросший интерес к Южной Корее охватывает сферы от музыки, комиксов-манхве, фильмов, дорам до онлайн-игр и корейской кухни.
Эффект Халлю оказал огромное влияние на ВВП Кореи, составив 0,2% их валового внутреннего продукта в 2004 году (примерно $1,87 млрд). В 2019 году Халлю принесла в корейскую экономику уже около $12,3 млрд. Основная часть этих средств была получена от k-pop-«экспорта». Для сравнения, в 2019 году операционная прибыль южнокорейского производителя электроники Samsung Electronics составила $6,04 млрд, а читстая прибыль Hyundai Motors — $2,8 млрд. По мнению профессора Ким Се Вана из Женского университета Ихва (Сеул), k-pop приносит стране $10 млрд в год.
Интерес к k-pop — не новый тренд, «но после начала военных действий на Украине он получил дополнительный толчок на фоне отмены в России концертов многих западных артистов», отметил собеседник издания из музыкальной индустрии.
По мнению основателя рекламного агентства Digital Church Марка Хлуднева, рост продаж сегмента можно объяснить трендом съемки блогерами видео под k-pop-музыку.
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы