Госдума рекомендует не рекомендовать
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен законопроект, регламентирующий работу рекомендательных алгоритмов в соцсетях, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах, сообщает «Коммерсант». Авторы законопроекта говорят о повышении прозрачности рекомендательных сервисов. Пользователям предоставят возможность отключать алгоритмы, влияющие на формирование персонализированной новостной ленты.
Подготовка законопроекта началась весной этого года, документом занимался комитет по информационной политике под руководством Александра Хинштейна, который в новой Думе сохранил за собой этот пост. Депутат Антон Горелкин, член комитета по экономполитике, подтвердил «Коммерсанту», что законопроект дорабатывается. По его словам, в первую очередь новый закон предполагает регулирование рекомендательных сервисов социальных сетей.
База для законопроекта уже подготовлена, заявил еще в феврале на круглом столе в Совете федерации депутат Горелкин, сообщал ТАСС. По его словам, на тот момент шло концептуальное обсуждение возможных норм и мер для регулирования рекомендательных систем.
Алгоритмы для рекомендации контента, товаров и услуг использует большинство российских и зарубежных интернет-сервисов, в том числе соцсети Facebook, Instagram, «ВКонтакте», видеосервисы YouTube, «Кинопоиск», аудиосервис «Яндекс.Музыка» и другие.
Что это значит
Для государства: авторы законопроекта пишут о снижении вероятности социальных конфликтов и рассчитывают, что социальные сети начнут делиться доступом к алгоритмам формирования новостной ленты каждого пользователя. Александр Журавлев, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России назвал регулирование рекомендательных систем общемировой тенденцией и отметил, что такие алгоритмы влияют на формирование общественного мнения.
Для пользователей: человек сможет получать информацию о правилах использования рекомендаций и о том, какие сведения собирается система и об источниках этих данных. Подразумевается, что данные должны быть защищены.
Для интернет-площадок: станет обязательным предупреждать пользователей, что рекомендательный сервис работает на основе анализа пользовательских данных. Также площадки должны будут в обязательном порядке предоставлять возможность отказа от использования рекомендательных алгоритмов, следует из рабочего версии законопроекта, поступившей в распоряжение «Коммерсанта».
Для бизнеса: возможными последствиями для участников интернет-рынка, работающих с рекомендательными системами, станет замедление развития технологий, прокомментировал законопроект Михаил Ильичев, гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук». Внедрение законопроекта также может привести к финансовым потерям, поскольку пользователь будет видеть меньше интересных для него товаров и услуг, сообщил «Коммерсант» со ссылкой не неназванного руководителя одного из видеосервисов.
Механизмом повышения качества услуг называет рекомендательные сервисы Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета. По ее мнению, устанавливать дополнительные требования со стороны государства к таким системам нет необходимости, так как они не способны значительно влиять на права, свободы и благополучие людей, а также не содержит риска для жизни, здоровья, имущества.
При этом ситуация с Facebook показывает, что тенденция контроля алгоритмов со стороны государства носит глобальный характер. В начале октября бывший продакт-менеджер Facebook Фрэнсис Хоган обнародовала внутренние документы соцсети, один из которых показывал, что «умная лента» Facebook способствует разжиганию ненависти. Она рассказала, что зачастую «лента» рекомендовала пользователям негативно окрашенный контент. После этого заявления Facebook объявил, что готов открыть властям принципы работы своих рекомендательных алгоритмов, сообщил американский еженедельник Time.
Автор: Диана Добродий
Лучшее в блогах
Вам понравится
73% юных жительниц Великобритании сталкивались с сексизмом в интернете, но не готовы отказаться от социальных сетей. Об этом свидетельствуют результаты опроса Girls` Attitudes Survey 2024, опубликованного организацией Girlguding. Причина — страх упущенных возможностей (fear of missing out, FOMO). FOMO также — причина причина одержимости брендами и импульсивных покупок, о чем свидетельствует научное исследование, опубликованное в Journal of Business Research.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы