ADPASS рекомендует материал к прочтению
Falcon Space
22.08.2023, 10:30

Главная проблема стартапа — делать проект вслепую

Размышления о причинах провала стартапов, и где подстелить соломки в самом начале проекта.

Введение

Недавно общался с одним потенциальным заказчиком из Казахстана. У заказчика есть своя оригинальная идея проекта (говорить ее не буду, так как он считает, что в ней есть ценность). Он находится в стадии создания дизайна/верстки и хотел получить дополнительную помощь в виде технического контроля проекта. Мы не оказываем услугу технического контроля чужих проектов, но что меня заинтересовало — это движение проекта без проверки идей для подкрепления уверенности в будущем успехе проекта.

Что не так в этой ситуации

  • нет фидбека от будущих потребителей. Нам кажется, что идея огонь, но по факту мы не знаем, как ее воспримет конечный пользователь;

  • чем оригинальнее идея, тем выше риск, что она не выстрелит. Особенно надо насторожиться, если нет крупного игрока, который занят в этой сфере. Ведь есть крупные площадки, имеющие все возможности реализовать подобные проекты, но они почему-то туда не лезут. Почему?

  • сосредоточенность на технической составляющей. Кажется, что главное во всем этом начинании — это сделать красивый функциональный удобный сайт, а остальное само все выстроится как надо. Это совершенно не так. Если вы случайно перепутаете двери магазинов (продуктовый и рыболовный) и зайдете в очень хороший магазин с большим количеством удочек и всяких примочек — вы все равно не купите ничего, так как вам хочется просто покушать.

Что бы я делал на месте этого человека

  1. Нашел 2–3 человека, у которых реально есть потребность в этом (если не нашел — значит скорее всего и потом не найду).

  2. Узнал бы, как они сейчас решают потребность, и как в идеале они видят возможные более крутые способы решения этих задач.

  3. На основе этой обратной связи (можно не 2 человека, а 20–30 опросить), создал бы краткое предложение (описание сайта + платные функции).

  4. Заново пообщался бы с этими людьми, но уже по поводу конкретного предложения.

Есть будет хотя бы 1–2 человека, заинтересованных в таком решении — то можно думать о разработке. Если нет, то либо надо отказываться от проекта, либо докрутить предложение, либо поменять кардинально идею.

Причины отказа от продукта

По большей части люди отказываются от продукта по следующим причинам:

  1. У них нет той боли, которую вы хотите лечить.

  2. Боль может и есть, но еще больше боли вызывает ваша цена за решение.

  3. Боль есть, цена нормальная, но слишком высокий порог погружения во все это, а вы не даете нужной информации (т.е. человек не понимает суть решения, и как оно работает)

  4. Все понятно, очень заманчиво, просто нет доверия. Например, если вы делаете площадку по обработке финансовых данных, то у пользователя будет довольно высокий порог по доверию к площадке. Условно, какому-нибудь Сберу или Тинькофф люди доверят деньги, а вот стартапу БабкиВТапке — навряд ли (если кто-то уже использует такое название — извините за сравнение).

Только после всей этой предварительной проверки бизнес-идеи имеет смысл делать какие-то движения в сторону технической проработки сайта.

Почему 90% стартапов проваливаются — да потому что они делают то, что никому не нужно и рассчитывают непонятно на что.

Это как в шахматах ходить фигурой на случайное поле, авось соперник не заметит и не съест.

Не воспринимайте сайт, как место магической силы, которое как-то само собой разрешит проблему поиска своего пользователя. Сайт — это просто автоматизация неких процессов (которые потенциально могли бы протекать и оффлайн). Иногда создание сайта представляют через метафору постройки дома, но может увести в неверную сторону. Дом — это основательная штука, которую потом очень непросто переделывать. Если вы залили как-то неверно фундамент, исправлять это будет вероятно очень сложно.

С сайтом другая ситуация — исправлять вы можете очень много чего по ходу использования сайта. Но здесь другая проблема — в большинстве случаев мы не знаем, что нам в будущем понадобится — новая интеграция, новая роль со своим кабинетом и т.д.

На чем сосредоточиться в начале проекта

Поэтому наша задача, как основателя проекта такая:

  • постараться максимально детально понять, что нужно потребителю, чтобы уменьшить будущие издержки на переработку сайта;

  • выбрать такие технологии сайта, которые позволят его изменять в будущем под наши потребности.

Не пропускайте период исследования вашего пользователя, его проблем и соответствия вашего решения этим проблемам. Это кардинальным образом снижает риски проекта.

Источник: https://falconspace.ru/blog/glavnaya-oshibka-startapa—delat-proekt-vslepuyu

Вам понравится

Tamburin
26.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?