23.07.2025, 13:25

Люди доверяют ИИ на 99%, только 1% нужен первоисточник

В прошлом году Google представил функцию AI Overviews (ИИ-обзоры) — сниппет в верхней части поисковой страницы, который дает сводку результатов, сгенерированную искусственным интеллектом. Запуск сопровождается жалобами онлайн-издателей на снижение трафика. По их мнению, многие пользователи полагаются на резюме от Google, а не переходят по ссылкам на сайты издателей. Исследовательский центр Pew опросил американцев об опыте их взаимодействия с AI Overviews. Аналитики подтвердили догадки издателей. После появления ИИ-обзоров пользователи Google намного реже нажимают на ссылки в результатах поиска.

Фотография ZBRA Marketing / Unsplash

Прочитавшие AI Overviews пользователи Google, менее склонны переходить по ссылкам на сторонние сайты, чем те, кто не видит такое ИИ-резюме. В случае если ИИ подготовил ответ, то переходом на страницу-донор контента завершаются лишь 8% от всех визитов. В тех же случаях, когда ИИ от Google не дает мгновенного резюме на запрос, переходы из результатов поиска происходят почти в два раза чаще (15%). Еще более печально для издателей выглядят другие данные опроса: по ссылкам, размещенным непосредственно в ИИ-сниппете, на первоисточник переходит лишь 1% пользователей поисковика. 99% людей хватает сгенерированной информации.

Пользователи Google завершают поисковую сессию после ознакомления с AI Overview значительно чаще, чем после просмотров страницы с результатами поиска без подобного резюме: 26% против 16%.

При этом независимо от наличия ИИ-обзоров треть пользователей продолжает сессию на сайте поисковика без перехода по каким-либо ссылкам. Столько же людей уходит с сайта Google на другие страницы.

Какие источники использует Google для генерирования AI Overview

Наиболее часто цитируемые источники как в ИИ-обзорах, так и в стандартных результатах поиска — это Wikipedia, YouTube и Reddit. Вместе они составили 15% источников, указанных в AI Overviews. Эти же сайты занимают такую же долю (17%) источников, перечисленных в обычных результатах поиска.

Ссылки на Wikipedia встречаются в ИИ-обзорах немного чаще, чем на стандартных страницах поиска (6% и 4% соответственно), а ссылки на YouTube появляются в стандартных результатах поиска нежели в AI Overview в два раза чаще (8% и 4%).

Что касается типов сайтов, то в ИИ-резюме чаще попадают правительственные сайты. Так, около 6% ссылок в сниппетах были направлены на сайты в доменной зоне «.gov» (government — правительство). При этом доля госресурсов в стандартном поиске составила всего 2%.

У новостных сайтов примерно одинаковые долю как в AI Overviews (5%), так и в стандартных результатах поиска (также 5%).

В целом, примерно каждый пятый поисковый запрос (18%) в Google приводит пользователя с ИИ-резюме. Подавляющее большинство AI Overviews (88%) ссылалось на три или более источника и 1% сниппетов — на единственный источник.

Медианная длина ИИ-ответов в исследовании состояла 67 слов, подсчитали аналитики. При этом они отметили, что этот показатель может сильно варьироваться. Самый короткий сниппет содержал всего семь слов, самый длинный — целых 369 слов.

Еще один важный вывод исследователей касается того, на какие запросы Google отвечает при помощи AI Overview. 60% запросов, вызывающих появление ИИ-сниппета, начинались с вопросительных слов (местоимений) вроде «кто», «что», «когда» или «почему». Похожий, хотя и несколько меньший (36%), эффект на ИИ поисковика оказывают полные предложения, в составе которых есть и подлежащее, и сказуемое.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
19.11.2025
Редакция ADPASS
18.11.2025