Материал проходит модерацию
АКАР
18.12.2025, 12:57

Как будут оценивать эффективность и креативность агентств в 2026 году?

АКАР утвердила веса фестивалей Национальных Рейтингов Креативности и Эффективности

Ассоциация коммуникационных агентств России завершила масштабную процедуру выбора и оценки фестивалей, которые войдут в систему расчета Национальных Рейтингов Креативности и Эффективности Агентств в 2026 году. В основу обновленной методологии легли Критерии индустриальных рейтингов, утвержденные 10 ноября 2025 года на XXXVII Ежегодно-перевыборном общем Собрании членов АКАР. Данным критериям должны соответствовать все проекты, претендующие на статус индустриального и стратегически значимого продукта.  

Сегодня мы стали свидетелями “парада рейтингов”, и эта тенденция ярко подсвечивает запрос от рынка на индустриальные измерители. Агентства, клиенты, общественные регуляторы, СМИ и профсообщество видят в таких продуктах широкие возможности. Для всего рынка коммуникационных услуг они формируют стандарты и ландшафт рынка. Разработка и внедрение новых критериев, регламентов и процедур в проекты АКАР является мощным инструментом конкурентной борьбы. Многочисленные вызовы 2025 года пришлось отражать, доказывая, что рейтинги АКАР построены на принципах коллегиальности и прозрачности

Алексей Андреев  
Сопредседатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, управляющий партнер Depot branding agency

Отправной точкой для обновления Положений Национальных Рейтингов Креативности и Эффективности стал круглый стол, прошедший в июне в рамках Большого рекламного индустриального форума (БРИФ) — отраслевой площадки для диалога более 300 лидеров рынка. На круглом столе были разработаны критерии для объективной и справедливой оценки каждого фестиваля, желающего быть включенным в рейтинги; с этого года в Положения введена новая двухэтапная система голосования Комиссии по весам АКАР:

1 этап: предварительная индивидуальная оценка фестивалей экспертами;

2 этап: коллегиальное обсуждение топ-10 представителей агентств-победителей прошлого года, сопредседателей Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР и приглашенных экспертов.

По словам Татьяны Щербаковой, сопредседателя Комитета маркетинговых агентств, сопредседателя комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, президента ARK Group, долгое и тщательное обсуждение внедрения новой двухэтапной системы голосования помогло достигнуть нового уровня качества:

Двухэтапная система голосования наравне с запретом передачи права голоса, который обеспечил присутствие на голосовании всех участников, принимающих решение при определении списка и весов фестивалей, потребовали более тщательного и многостороннего подхода от вовлеченных экспертов. Дебаты были продолжительными и накаленными, что подняло результаты на новый качественный уровень

Татьяна Щербакова
Сопредседатель Комитета маркетинговых агентств, сопредседатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, президент ARK Group

В результате дирекция спроектировала принципиально новую матрицу критериев, где для оценки значимости любого фестиваля, претендующего на место и балл в рейтинге, вводится сложный расчет коэффициентов по семи позициям. Используется также взвешенный балл фестиваля, его совокупная значимость и многое другое. Итогом данного анализа стала приведенная экспертная оценка фестиваля. После этого запускается процедура голосования, где участвуют две группы экспертов: десять агентств-победителей прошлого сезона и фестивальная комиссия АКАР. Мнения двух групп должны компенсировать любые проявления субъективности участников

Алексей Андреев
Сопредседатель комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, управляющий партнер Depot branding agency

Расширен состав и усилена экспертиза Комиссии по Весам. Все члены, входящие в нее, обладают высоким уровнем профессионализма и демонстрируют экспертное знание отраслевых особенностей при выборе фестивалей и номинаций. Реализуя эти решения, Комиссия по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР провела в течение года 10 заседаний, а финальный отбор стал одним из самых масштабных в истории заседаний по выбору списка и весов фестивалей рейтингов АКАР:

21 фестиваль был отобран для участия в семи сегментах Рейтинга креативности и двух сегментах Рейтинга эффективности;

62 уникальных эксперта индустрии провели 16,5 часов интенсивных дискуссий в рамках 8 заседаний, специально созданных Комиссией по весам АКАР.

Фестивали рейтинга креативности АКАР на 2026 год

Сегмент «Национальный рейтинг креативности агентств АКАР» в 2026 году включает пять фестивалей. Веса распределились следующим образом: Red Apple увеличил свой балл с 7 до 8, White Square — с 6 до 7, Jolbors Festival появился в рейтинге с весом 6, а ADCR Awards и G8 Creative Advertising сохранили прежние баллы — 4 и 2 соответственно.

В сегменте «Маркетинговые услуги» лидером остается Red Apple Marketing с ростом с 8 до 9 баллов. White Square сохранил 7 баллов. Добавились два фестиваля, перенесенные с прошлого года: «НПБК. Эффективность» (5) и Perspectum Awards (4). Silver Mercury остался на уровне 4 баллов, Jolbors Festival вырос с 2 до 3, а новый TAF!26 получил 1 балл.

В сегменте «PR/Связи с общественностью» несколько фестивалей значительно укрепили позиции: Red Apple и «Серебряный Лучник» поднялись до 9 баллов (+2), Silver Mercury и Eventiada Awards также выросли на 2 балла до 7 и 6 соответственно. PROBA Awards увеличился с 6 до 7. White Square сохранил 6 баллов. При этом TAF!26 снизился с 4 до 3 баллов. В рейтинг вошли перенесенный Perspectum Awards (4) и четыре новых фестиваля: RuPoR (4), Jolbors Festival (3), ADCR Awards (2) и bema! (2).

В сегменте «Диджитал» Red Apple сохранил лидерство с 8 баллами. «МИКС Россия» вырос на 2 балла — до 6, а White Square снизился на 1 балл — до 6. Существенно увеличился вес Silver Mercury — с 1 до 4, Jolbors Festival — с 1 до 3. ADCR Awards остался на 2 баллах, G8 Creative Advertising вырос с 1 до 2 баллов, TAF!26 сохранил 1 балл. Появился новый фестиваль «Проксима» с 1 баллом.

В сегменте «Брендинг» Red Apple вырос с 7 до 8 баллов. White Square, ADCR Awards и СРЕДА остались на прежних уровнях — 6, 5 и 5 соответственно. Вес Jolbors Festival увеличился с 2 до 4. G8 Creative Advertising сохранил 1 балл, и новый фестиваль «ОСНОВА» вошел с 1 баллом.

В сегменте «Социальной рекламы и социально-значимых коммуникаций» на 1 балл укрепили позиции следующие фестивали: Red Apple (7 баллов), White Square (6), ADCR Awards (5), «МИКС Россия» (4). Silver Mercury и «Серебряный Лучник» остались на 4 и 3 баллах. Perspectum Awards добавлен с переносом и получил 2 балла, TAF!26 сохранил 2 балла.

В сегменте Young Red Apple вырос с 6 до 7 баллов. ADCR Awards значительно усилился — до 7 баллов (+2). Появились новые фестивали с высокими весами: Silver Mercury Young (6) и Big Picture Festival by Grape (5). G8 Creative Advertising и «СРЕДА» выросли до 5 баллов. Также в сегмент вошли Perspectum Awards с 5 баллами и новый фестиваль HSE Creative Open с 3 баллами.

Фестивали рейтинга эффективности АКАР на 2026 год

В Национальном рейтинге эффективности коммуникационных агентств E+ Awards и Red Apple сохранили лидерство с 8 и 6 баллами. «НПБК. Эффективность» добавлена с переносом и получила 7 баллов. White Square остался на 4, Silver Mercury вырос с 2 до 3. Perspectum Awards вошел с 1 баллом.

В Национальном рейтинге эффективности медиаагентств Red Apple вырос с 5 до 7 баллов и стал лидером. «НПБК. Эффективность» добавлена с 6 баллами. E+ Awards и White Square остались на 6 и 4 баллах. «МИКС Россия» увеличился с 1 до 3 баллов, «Проксима. Медиа» выросла с 2 до 3. Появился новый участник — Silver Mercury с 3 баллами.

Напомним, в связи с переносом даты финала фестивалей «НПБК. Эффективность» и Perspectum Awards в 2025 году результаты фестивалей будут учтены в рейтинге по итогу 2026 года.

Ключевым нововведением, разработанным для исключения субъективности, стала двухэтапная система голосования. На первом этапе каждый фестиваль прошел предварительную индивидуальную оценку экспертов. На втором итоги индивидуальной оценки были вынесены на коллегиальное обсуждение с участием победителей прошлых лет, сопредседателей Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности и приглашенных экспертов.

В этом году мы впервые применили новую систему оценки, и текущий этап — скорее её тестирование, а не финальный вариант. Чтобы минимизировать неизбежные при запуске новых инструментов неточности, была проведена дополнительная калибровка всех показателей. Мы привлекали экспертов по каждой категории рейтинга и опирались на накопленный опыт комиссии. Уже сейчас заметно существенное улучшение процесса. Система помогает уменьшить влияние фактора пробела в экспертизе — например, распространенный случай, когда участник Топ-10 ничего не знает о конкретном фестивале и ни разу не принимал в нем участие, и, соответственно, не может дать ему корректную оценку. Кроме того, балансируется влияние лоббистов, которые ранее могли воздействовать на решения внутри десятки. Благодаря многофакторности и взвешенности оценок удаётся избежать несправедливых и ангажированных результатов

Евгения Дубовская  
Сопредседатель Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, PR-директор Media Direction Group

Владимир Филиппов, сопредседатель Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, президент РА «Аврора», добавил, что система предварительной оценки по заданным критериям и их весам еще требует доработки

В определенной степени это был эксперимент. Относительно оценок прошлого года, думаю, нужна коррекция — например, расширение диапазона весов критериев. Система была полезной, но оценки фестивалей больше рождались в момент обсуждения, когда участники делились своим опытом и анализировали произошедшие изменения — как в лучшую, так и в худшую сторону

Владимир Филиппов
Сопредседатель Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, президент РА «Аврора»

Чтобы обеспечить всех участников процесса полной информацией, АКАР провела «Ежегодную презентацию фестивалей». На ней 30 фестивалей, конкурсов и премий презентовали свои обновления аудитории более чем из 150 слушателей, что позволило Комиссии принимать взвешенные решения.

1. Процедура соответствует Критериям индустриальных рейтингов. Весь процесс был выстроен в строгом соответствии с утвержденными АКАР критериями:

2. Объективность и независимость: гарантированы двухэтапной системой оценки и расширенным составом Комиссии.

3. Коллегиальность и экспертность: обеспечены рекордным числом участников (62 эксперта) и многочасовыми дискуссиями.

4. Прозрачность методологии: достигается через открытую презентацию фестивалей и четкие правила.

5. Признание и доверие рынка: подтверждаются вовлеченностью ключевых игроков индустрии.

6. Равенство условий и актуальность: каждый фестиваль имел равные возможности.

Национальные Рейтинги Креативности и Эффективности Агентств АКАР — это индустриальные стандарты, ежегодно определяющие лучшие коммуникационные агентства России на основе их побед в ключевых профессиональных конкурсах. Обновленная методология делает процесс формирования рейтингов максимально прозрачным и экспертно взвешенным.

Вам понравится

Маркетинговое агентство «В точку»
10.12.2025
Appbooster
27.11.2025
РАМУ
27.11.2025