«Поймай меня, если Каннешь»: канадские рекламисты высмеяли своих бразильских коллег, обманом получивших Гран-при Cannes Lions
Рекламная индустрия одержима наградами. Некоторые готовы пойти на всё ради победы. Летом 2025 года на фестивале Cannes Lions случился скандал вокруг одного из старейших бразильского креативных агентства DM9, которое частично подделала кейс рекламной кампании, получившей Гран-при. В итоге награда была отозвана, а креативный директор уволился. Казалось бы, про скандал можно забыть. Но про некрасивую историю вспомнили коллеги из Канады. На главный канадский рекламный конкурс агентство Zulu Alpha Kilo представило ролик об обмане в рекламе с более драматичной концовкой — креативный директор-мошенник оказался в тюрьме.
В июне 2025 года на фестивале Cannes Lions разгорелся скандал вокруг одного из старейших бразильских креативных агентств DM9 (входит в международную сеть DDB Worldwide, которая принадлежит Omnicom Group), представившего на конкурс кампанию «Efficient Way to Pay» для бренда бытовой техники Consul (входит в Whirlpool). Работа получила Grand Prix в категории Creative Data, однако через неделю выяснилось, что часть представленных в кейсе материалов была сфабрикована с помощью искусственного интеллекта — включая поддельные фрагменты новостных сюжетов и вымышленные результаты кампании. После жалобы телеканала CNN Brasil организаторы провели расследование и отозвали награду, заявив, что жюри было введено в заблуждение. Агентство признало нарушения, сняло ещё две свои работы с конкурса, а его креативный директор Икаро Дориа (Ícaro Doria) покинул должность.
Буквально через несколько месяцев о любви маркетологов к наградам, ради которых они готовы нахимичить что угодно, вспомнило одно из ведущих канадских креативных агентств Zulu Alpha Kilo (Z.A. K). На церемонии вручения главной рекламной премии Канады «Agency of the Year», присуждаемой изданием Strategy рекламщики из Торонто показали профессиональной аудитории криминально-назидательный ролик «Catch Me If You Cannes» (в вольном переводе — «Поймай меня, если Каннешь»), про то, что за обман можно и на нарах оказаться.
Ввиду того, что тюремная короткометражка почти целиком построен на диалогах, изобилующих жаргоном, ADPASS некратко пересказывает её сюжет.
Желающим посмотреть с субтитрами предоставляем оригинал.
Итак. Встретились как-то на сеансе групповой терапии в тюрьме строгого режима пять заключенных. Повидавшая на своем веку много таких усталая психологиня, как и заведено, попросила своих подопечных представиться и рассказать пару слов о себе. Публика собралась приличная: Влад украл $20 млн из детского благотворительного фонда, Маркус основал культ и обобрал последователей, а Зигги — обманул пенсионеров и присвоил все их накопления.
Знакомство так и шло бы дальше по накатанной, если бы не новичок Джейкоб.
Ухоженный зек в модных очках рассказал, что он креативный директор рекламного агентства, многократный обладатель профессиональных Гран-при, а сидит за то, что сжульничал на очередном конкурсе. Джейкоб с подельником креативно подделали кейс рекламной кампании «Мангового чатни для левшей» (Left-handed Mango Chutney). Реклама рассказывала про уникальное товарное предложение — чудо-банку с соусом, которая сделана так, чтобы ее было удобно открывать левой рукой (которая, вот кстати, у него с собой). Жюри конкурса они наврали, что их кампанию увидели (impressions) 50 млн раз. Все это было сделано ради еще одной награды на конкурсе. Премия на полке, да вот Джейкоб в тюрьме.
Это было слишком! Никто из присутствующих на сеансе такого стерпеть не мог. Находиться рядом таким низкосортным мошенником, с «Grand Prix prick» (цитата) — себя не уважать! На Джейкоба обрушилось групповое порицание, а не успевший представиться щеголяющий в смирительной рубашке пятый пациент, даже попытался перегрызть горло маркетинговому гению.
Но на этом выездной сессией братского трибунала дело не закончилось. К групповой обструкции Джейкоба присоединились охранник, который скорчил презрительно-осудительную мину, и даже сама психологиня, дядя которой, как оказалось, тоже работает в рекламе, но вот только никогда ничего не выигрывал. Почему? «Да все из-за таких мошенников, как ты, Джейкоб!», — возмутилась докторесса и, не раздумывая, отправила бедолагу в ШИЗО, добавила вслед что-то экспрессивное на испанском. Хорошо, что не сразу в клетку со львами.
Финальный кадр, где держащий в руках «Каннского льва» Джейкоб показан на традиционной тюремной фотосессии предваряют титры «Stop the scam. Let’s award real work». Думаем, это ясно и без перевода.
Кстати, Zulu Alpha Kilo не первый раз призывает коллег вести себя честно, да и банка «Мангового чатни для левшей» появляется в их работах не впервые. Этот ироничный образ рекламируемого продукта был придуман агентством и показан в одноименном ролике в 2022 году. Тогда речь шла о том, что во главе рекламного угла должен стоять реальный интерес потребителей к товарам, а не миллионные метрики просмотров и награды.