01.04.2025, 13:17

Россию цифрой не пронять: граждане не торопятся использовать новые технологии, техноактивистов в стране лишь 9% и 49% пассивных пользователей

Большинство россиян интересуются развитием цифровых технологий, но 64% начинают использовать их не раньше, чем через год после появления. Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения. Технологический активистов всего 9% — это мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. Больше всего среди россиян пассивных пользователей — 49%. Это чаще всего женщины старше 35 лет. Самые популярные технологии у россиян — соцсети, мессенджеры, мобильный банкинг, интернет и сервисы госуслуг.

Две трети в цифровом пассиве

ВЦИОМ представил результаты онлайн-опроса 1,6 тыс. россиян об использовании различных технологий.

Жители России в целом воспринимают с интересом новые технологии, 36% безусловно интересуются, а 51% — скорее интересуются. Среди заинтересованных больше всего мужчин (44%), зумеров и младших миллениалов (43–45%), а также материально обеспеченных граждан (44%), свидетельствуют данные ВЦИОМ.

Но заинтересованность не всегда конвертируется в использование. При 87% заинтересованных россиян, 62% начинают пользоваться технологиями лишь спустя какое-то время.

Большая часть опрошенных интернет-пользователей (64%) ВЦИОМ отнес к вовлеченно-пассивной аудитории, которая начинает применять технологические новинки через год после их появления. Каждый десятый респондент (11%) относится к невовлеченно-пассивной аудитории — время принятия технологий составляет более года. Лишь 21% россиян технологически активны и используют новые продукты сразу после их выхода на рынок или в течение нескольких месяцев.

Соцсети, мессенджеры, госуслуги — самые популярные технологии у россиян

В среднем жители страны используют девять цифровых технологий или устройств в повседневной жизни. Больше всего — миллениалы (11), жители столиц и материально обеспеченные (10). Самые популярные технологии у россиян связаны с социальной и финансовой сферами. В топ-5 входят социальные сети или мессенджеры, мобильный банкинг, мобильный и домашний интернет, а также сервисы или сайты для получения государственных услуг. Реже всего россияне пользуются электромобилями, криптовалютным кошельком, каршерингом, телемедициной и игровыми приставками.

При этом жители России не спешат повышать техноподкованность. Треть опрошенных заявляют, что сейчас нет таких технологий, использованию которых они хотели бы научиться, а 42% затрудняются ответить на этот вопрос.

Технологические активисты в полном меньшинстве

ВЦИОМ разделил респондентов на четыре лагеря. Самый представительный (49%) — это пассивные пользователи технологий. Чаще всего это женщины старше 35 лет, которые часто используют девять технологий. В основном это интернет, банкинг, соцсети и мессенджеры, а также сервисы для получения госуслуг. Их более активное вовлечение сдерживается нехваткой знаний и навыков, заявляет ВЦИОМ.

Почти треть (29%) составляют умеренные пользователи — молодежь 18–35 лет, жители городов-миллионников. Они чаще всего используют 10 технологий. Это интернет, банкинг, соцсети, системы навигации, облачные системы хранения данных, сервисы госуслуг, QR-коды, а также нейросети и стриминговые сервисы. В этой группе недостаток вовлечения может быть компенсирован удешевлением устройств.

Третья группа (13%) — технологические скептики. Это люди старше 55 лет с невысокими доходами. Они часто используют лишь пять технологий и устройств: домашний интернет, соцсети и мессенджеры, мобильный банкинг и мобильный интернет. Эта категория не проявляет интереса к использованию технологий в будущем.

Технологические активисты — самая малочисленная аудитория (9% респондентов). Это мужчины 18–55 лет, пользующиеся в среднем 12 технологиями и устройствами. Чаще всего соцсетями, мессенджерами, банкингом, интернетом, системами навигации и госуслугами.

Эксперты ВЦИОМ объясняют пассивность россиян в отношении новых технологий многочисленными факторами — от высокой стоимости устройств до непонимания реальной пользы и этических вопросов.

«Поэтому сегодняшняя интернет-аудитория предпочитает скорее оставаться интересующимися наблюдателями, но не активными пользователями, испытывающими на себе все цифровые новинки», — заключает ВЦИОМ.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
09.12.2025
Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025