Чтобы быть конкурентоспособным маркетологом или SMM-специалистом в 2025 году, нужно уметь не просто пользоваться ChatGPT и Midjourney, а понимать логику нейросетей, строить AI-процессы, проверять данные, управлять…
Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем для души. Сегодня о том, какой путь прошла корпорация Mail.ru Group (сейчас — VK), прежде чем стать одной из самых крупных по выручке технологических компаний в России. Если кратко, то история успеха выглядит так:
создали первый российский почтовый сервер;
сделали тематические интернет-проекты;
купили компанию-производителя онлайн-игр;
вложились в акции VK и «Одноклассников», а потом поглотили их полностью;
зашли в онлайн-образование;
стали одной из крупнейших технологических компаний страны — её продукты используют 95% аудитории Рунета.
А теперь подробнее.
История корпорации началась в конце 90-х в Америке, когда эмигрант из России Евгений Голанд и приехавший к нему из Питера Алексей Кривенков начали бизнес по сборке компьютеров. Со временем ребята перешли от железа к написанию софта, так родилась компания DataArt.
Фото нашли в статье на Хабре, где DataArt рассказывает об истории своего создания
DataArt занималась почти всем: разрабатывала интернет-магазины, подключала клиентов к интернету, настраивала электронную почту. Бизнес рос, компания даже переехала в офис на Парк-авеню —, а это одна из самых дорогих локаций на Манхэттене.
В этом здании на 475 Парк-авеню до сих пор находится офис DataArt
Но в дело вмешалась бюрократия: у Алексея Кривенкова закончилась туристическая виза, он уехал на две недели в Питер и вернуться в США не смог — власти сказали, что он нелегально работал, и не пустили его в страну.
Алексею пришлось остаться в Питере, где он продолжил удалённо помогать клиентам из США. Одной из разработок была электронная почта, где каждый пользователь мог выбирать доменное имя. Ребята в Питере допилили технологию и запустили сервис «Мультипоп». За 500 долларов выкупили у друзей домен Mail.ru и на нём развернули почту.
В том же 1998-м Евгений Голанд собрал инвестиции под проект — это был первый миллион долларов, который инвестировали в русский интернет-стартап. Хотя почта уже тогда работала на домене Mail.ru, компанию назвали Port.ru. Основателям показалось, что так звучит солиднее.
Просторы интернета помнят, как выглядела почта в те времена
Через год после открытия почтой пользовались десятки тысяч человек, а к 2000 году — миллион россиян.
Пресс-конференция Port.ru, второй слева — Евгений Голанд
В 2001 году почтовый проект перестал быть убыточным. Холдинг Port.ru был переименован в привычный для многих Mail.ru. Компания начала развивать другие интернет-проекты. Так, в 2003 году появился сервис мгновенного обмена сообщениями Агент@Mail.ru — для своего времени прорывная технология: он поддерживал звонки, сообщения, смайлики и даже прообраз стикеров. В 2009-м Агент@Mail.ru купил ICQ и интегрировал легендарную «Аську» в свою платформу. Сервис существовал до 2024 года.
Так выглядел Агент@Mail.ru, олды пускают скупую слезу
Было и множество других успешных проектов, часть из которых существует до сих пор.
Ответы. Платформа, где можно задать вопрос, а пользователи будут на него отвечать. Сервис запустили в 2006 году, и он работает до сих пор. Часто сюда заходят поугарать, а не спросить что-то стоящее.
Хотя недооценивать помощь «Ответов» нечестно — как минимум они спасли несколько поколений школьников с вопросами из контрольных.
Леди. Новости шоу-бизнеса, гороскопы, статьи о детях и здоровье. Сейчас это ресурс с контентом, который интересно читать женщинам. Раньше на платформе был (портал в ад) форум, но впоследствии его закрыли.
Авто. Это один из первых интернет-проектов об автомобилях, который разрабатывали совместно с ГИБДД. На платформе до сих пор публикуют автомобильные новости, результаты тест-драйвов, обзоры.
Многие сервисы спустя время закрыли, продали или интегрировали в другие ресурсы. Например, аккаунты всех пользователей «Работы Mail.ru» в 2016 году перенесли на hh.ru. Площадку бесплатных форумов Talk.Mail.ru закрыли после падения популярности — люди больше общались в «Агенте» и «Моём мире».
С мессенджером получилось, и Mail.ru решил попробовать с социальными сетями. В 2007 году сервис купил четвёртую часть «ВКонтакте» и почти треть акций «Одноклассников», а ещё через три года выкупили «Одноклассников» полностью.
В 2009 году Mail.ru вышел на рынок гейминга и купил компанию Astrum Online Entertainment. Решение оказалось успешным: за два года выручка выросла с 56 миллионов до 126 миллионов долларов. Основная часть — доход от продажи медийной и контекстной рекламы в сервисах Mail.ru.
«Любимая ферма» существовала в «Играх Mail.ru» до 2016 года, а в 2010-м она получила премию КРИ Awards как лучшая игра для социальных сетей
В 2011 году Mail.ru захотел полностью выкупить «ВКонтакте». Это не понравилось Павлу Дурову, он обвинил корпорацию в попытке захватить социальную сеть. В Твиттере Дуров опубликовал фото со средним пальцем и комментарием: «Официальный ответ трэш-холдингу Mail.ru на его очередные потуги поглотить ВКонтакте».
Паша комментирует попытки Mail.ru купить «ВКонтакте»
В 2011–2012 годах изменилось руководство и состав акционеров: Юрий Мильнер ушёл с поста председателя совета директоров и вместе с несколькими топ-менеджерами продал свою часть акций.
В целом дела шли хорошо, и в 2012-м Mail.ru Group выплатила 795 миллионов долларов в дивидендах — на тот момент это была рекордная сумма для мировых интернет-компаний.
А в 2014-м Mail.ru всё-таки купил «ВКонтакте» — сначала выкупил долю одного из сооснователей, Ивана Таврина. Потом два других сооснователя, Лев Левиев и Вячеслав Мирилашвили, продали свои акции фонду United Capital Partners, а у фонда эти акции выкупил Mail.ru. Сделка обошлась в 1,47 миллиарда долларов, на неё компания потратила все свободные средства и ещё взяла кредит в «Газпромбанке». По итогу Mail.ru собрал 100% акций «ВКонтакте».
В 2016-м Mail.ru купил у немецкой компании Foodpanda сервис Delivery Club за 100 миллионов долларов, а в 2017-м купил сервис доставки еды ZakaZaka, на тот момент второго игрока на рынке фудтеха после Delivery Club.
В том же году Mail.ru купил образовательный портал Geekbrains, но интерес к платформам онлайн-обучения появился задолго до этого. В 2011 году запустил проект «Технопарк», где студентов бесплатно обучали разным IT-специальностям.
Сегодня VK владеет девятью платформами для обучения, среди которых Skillbox, Skillfactory, Учи.ру, VK Education. Только на одном Skillbox больше миллиона активных пользователей.
В следующие годы компания выходила на новые рынки: Mail.ru купил киберспортивный холдинг ESforse, создал сервис для заказа лекарств «Все аптеки», инвестировали 60,3 миллиона долларов в «AliExpress Россия». Вместе со «Сбербанком» инвестировал в «Самокат», «Ситимобил», «2ГИС».
В октябре 2021-го Mail.ru Group сменила название на VK и начала переименовывать сервисы, например, «Юла» превратилась в «VK Объявления».
После покупки «ВКонтакте» социальные сети стали одним из главных направлений Mail.ru. Чтобы привлечь аудиторию, компания проводит фесты с популярными артистами.
Привлекает комиков на эксклюзивные контракты и спонсирует новые шоу. По договору, все российские передачи выходят на «VK Видео» раньше, чем на других платформах.
Например, «Ошуительное Хоу» с Гариком Харламовым, «Я себя знаю!» с Азаматом Мусагалиевым, концерты стендап-комиков. На YouTube эти шоу перестали выходить.
Шоу выходят с пометкой: «Эксклюзивно в VK Видео»
Сейчас VK — это самая крупная технологическая платформа в России, которая объединяет больше 50 сервисов с ежедневной аудиторией более 77 миллионов человек. За первое полугодие 2024 года выручка компании выросла на 23%. Основную прибыль приносит онлайн-реклама.
Выручка VK
Эксклюзивные контракты с блогерами и стендаперами, спонсирование фестов и шоу — всё окупается. VK берёт известного артиста, переманивает его на свою площадку и потом показывает рекламу аудитории, которая пришла за артистом. Профит.
Вторая по величине статья доходов VK — выручка от образовательных проектов Skillbox, GeekBrains, Учи.ру.
Статистика образовательных проектов VK
За последний год VK выросла по всем направлениям.
Менялись рынки, команда, уходили фаундеры, но VK стала одной из крупнейших технологических компаний России.
В чём-то ребятам просто повезло: на старте они оказались в нужное время, в нужном месте и с нужными людьми. Но потом было много работы и решений, которые привели компанию к успеху. Мы попробовали выделить некоторые из них.
Создавали новые продукты. Зашли на непаханное поле русского интернета и дали аудитории мессенджеры, сервисы ответов, блоги, мини-игры и многое другое.
Адаптировались. Следили за сменой трендов и быстро занимали новые рынки: от сборки компов перешли к софту, от софта — к почте, от почты — к сервисам и социальным сетям. А главное, сохранили гибкость с ростом компании: заблокировали инстаграм* — они уже сделали «VK Видео»; Miro уходит — ребята, держите «VK Доску».
Покупали экспертизу. На новых рынках VK обычно платит тем, кто уже разобрался, а не строит бизнес с нуля. Например, компания вложилась в уже раскрученные Delivery Club и Skillbox, а не создавала отдельные проекты в FoodTech и EdTech. Это помогло компании быстрее вырасти и занять новые сферы.
Дружили с государством. Не берёмся судить, хорошо это или плохо. Сухой факт.
В комментах можно подумать, в каких сферах у VK пока нет бизнеса, и сделать ставки на будущие проекты.
Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании.
Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и многое другое.
А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.
*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Чтобы быть конкурентоспособным маркетологом или SMM-специалистом в 2025 году, нужно уметь не просто пользоваться ChatGPT и Midjourney, а понимать логику нейросетей, строить AI-процессы, проверять данные, управлять…
Пространство дома наполнено смехом, первыми шагами ребенка и тихими вечерами. А в центре этого — мебель, которая хранит каждую историю и каждое воспоминание. В новой кампании MOSKVA PRODUCTION и MOON приглашают вспомнить очень разные, но особенные моменты жизни. И, возможно, открыть для себя новую главу личной истории.