04.10.2023, 16:13

За российскими легковыми электро-КамАЗами выстроилась очередь

Электрокар «Атом», в который инвестировал КамАЗ, его гендиректор и задержанный Азербайджаном инвестбанкир Рубен Варданян, должен появиться в продаже в 2025 году. На сегодня машина с итальянским дизайном и российским сердцем собрала несколько десятков тысяч платных предзаказов, хотя не ясно, дойдет ли дело до конвейера — все предыдущие попытки запустить массовое производство отечественных электрокаров потерпели неудачу.

Российский автопроизводитель «Кама» получил 36 тыс. предзаказов на электромобиль «Атом». «Это в пять раз больше количества всех проданных в России электромобилей за первое полугодие 2023 года», — сообщила пресс-служба компании. Выпуск автомобиля запланирован на середину 2025 года. «Атом» будут собирать на заводе «Москвич», который ранее принадлежал группе Renault и выпускал Duster, Kaptur и Arkana, а теперь делает «Москвичи» из китайских комплектующих.

Прототип «Атом»
Прототип «Атом»

Сколько будет стоить «Атом» для народа

«Кама» начала принимать предзаказы 31 июля и выполнила план по предварительным заказам 30 сентября. Стоимость бронирования составила 7 тыс. рублей. Всем оформившим предзаказ компания выдала цифровой ключ, который дает право на покупку электромобиля в 2025 году. Стоимость «Атома» пока не установлена, но компания утверждает, что ценник «будет соотносим с другими моделями массового сегмента».

В августе 2023 года самыми продаваемыми электрокарами в России были: Zeekr 001 (254 шт.), Volkswagen iD.4 (109 шт.), Hongqi e-HS9 (106 шт.), Evolute i-JOY (101 шт.) и Tesla Model Y (92 шт.). Zeekr стоит от 6,6 млн рублей, Volkswagen iD.4 — от 3,4 млн, топовый Hongqi e-HS9 — 10,9 млн.

Производитель «Атома», компания «Кама», была зарегистрирована в Набережных Челнах в 2021 году. Инвесторами проекта являются компания «КамАЗ», ее генеральный директор Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян, который последние годы возглавлял правительство непризнанной Нагорно-Карабахской республики и оказался в азербайджанском плену. Сергей Когогин и Рубен Варданян вложили в проект по $1 млн.

Технические характеристики электромобиля «Атом»

Многие параметры будущего авто пока неизвестны. Вот что есть на данный момент:

Максимальный запас хода — около 500 км.

Заряжаться на 100 км. хода будет 8 мин.

Длина — 3,995 м, ширина — 1,78 м, высота — 1,615 м.

Привод: задний

Разгон до 100 км/ч — 8 сек.

Максимальная скорость — 170 км/ч,Уровень комфорта пассажиров — С/D-класс.

«Атом»: дизайн итальянский, аккумулятор от «Росатома»

Прототип «Атома» представили в мае 2023 года. Отличительной особенностью автомобиля стал сенсорный дисплей на рулевом колесе, через который можно управлять большинством функций автомобиля. Дисплей будет поворачиваться вместе с рулем. Дополнительно информация будет проецироваться на лобовое стекло. Электромобиль выделяется отсутствием центральных стоек и задними дверьми, открывающимися, точно в Rolls-Royce Phantom, против движения. Среди полезных функций «Атома»: система удержания в полосе, ассистент следования в пробке, функция автоматической парковки, системы распознавания дорожных знаков и непредвиденных ситуаций.

Дизайн «Атома» разрабатывал Роберто Пиатти, глава итальянской студии Torino Design, однако в заявке на патент дизайна автомобиля в качестве авторов отмечены россияне Гумеров Ирек Фролович, Поваразднюк Игорь Валерьевич и Горячев Никита Сергеевич.

Итальянский дизайнер Роберто Пиатти так описал внешний вид «Атома»:

— «Aтом» выделяется среди сегодняшних автомобильных проектов даже в мировом масштабе. Команда пытается переосмыслить классические подходы, функциональность и запрос нового поколения. Поэтому я и присоединился к проекту с большим удовольствием, и по-прежнему продолжаю поддерживать амбициозную умную команду, предоставляя наш отличный итальянский дизайн! Надеюсь, итоговый стиль автомобиля понравится публике.

Аккумулятор для «Атома» делает «Рэнера» (принадлежит «Росатому»), систему киберзащиты создает «Лаборатория Касперского». Над созданием электромобиля работает конструкторское бюро численностью более 700 сотрудников, в которое входят не только российские, но и китайские специалисты.

Ё-мобилизм: как строили российские электромобили

«Ё-мобиль» (2010 год)

«Атом» — не первая попытка создания отечественного электрокара. Самой громкой был «ё-мобиль», который в 2010 году начали разрабатывать группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова и российско-белорусский «ЯРОВИТ Моторс». 20 февраля 2014 года из-за недостаточного финансирования начало производства «ё-мобилей» было отложено на неопределённый срок, спустя два месяца проект был закрыт, а все наработки переданы в НАМИ. Причиной закрытия была высокая стоимость производства автомобиля: продавать его по цене 350-450 тыс. рублей, как было обещано изначально, было невыгодно для производителя.

Lada El Lada (2011 год) — Lada «Калина», переведенная на электротягу, заряжать которую можно было от обычной розетки на протяжении 8 часов. El Lada поступила в продажу в 2013 году, но купить ее могли только юрлица. За два года было продано лишь 96 автомобилей и проект прикрыли.

Lada El Lada

Электрокар «Калашникова» СV-1 (2018 год) — экспериментальная работа концерна «Калашников» на основе Иж-21251 Комби. Новинка была представлена на международном форуме Армия-2018, но дальше выпуска концепта концерн не пошел.

«Калашников» СV-1

EVTech SAM (2018 год) — разработка компании «Электротранспортные технологии» из отечественных комплектующих. Двухместный трехколесный электрокар позиционировался как авто для каршеринга. Компания остановила проект после выпуска 12 тестовых образцов и сфокусировалась на производстве электроавтобусов и погрузчиков.

EVTech SAM

Zetta СИТИ Модуль-2 (2019 год) — электромобиль тольяттинской компании Zetta с четырьмя асинхронными мотор-колесами Дуюнова мощностью 98 л.с. Компания планировала сделать автомобиль серийным в 2020 году, но закрыла проект из-за недостатка финансирования.

Zetta СИТИ Модуль-2

Кама-1 (2020 год) — предок «Атома», который КамАЗ представил в декабре 2020 года. Мощность мотора составляла 150 л.с., дальность хода — 450 км, максимальная скорость — 150 км/ч, время полной зарядки — 20 минут.

Кама-1

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как освоить
карьеру будущего?