31.10.2023, 09:26

«Яндекс Прозрачность»: компания опубликовала Transparency Report за первое полугодие 2023 года

«Яндекс» опубликовал отчет о прозрачности (Transparency Report) за первое полугодие 2023 года — периодический документ, в котором раскрывается статистика, связанная с запросами на предоставление пользовательских данных, записей и контента. С января по июнь в компанию от госорганов поступило 32 664 запроса, касающихся данных пользователей, из них 7518 (23%) было отклонено. Наибольший интерес у государства вызывают поездки клиентов «Яндекс Такси»: в адрес этого подразделения поступило почти две трети запросов. Меньше всего запросов, 0,013% от общего числа, получили медиасервисы «Яндекса». Из поисковой выдачи по требованию Роскомнадзора было удалено почти 200 тыс. ссылок на запрещенные сайты. Но активнее всего «Яндекс» сотрудничает с правообладателями — здесь счет идет на десятки миллионов удаленных ссылок на нелегальный контент.

Число запросов госорганов на доступ к данным клиентов «Яндекса» в этом году выросло на 47%

Согласно нормам федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Яндекс» является «организатором распространения информации». Такой статус обязывает компанию по запросу предоставлять государственным органам (МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, ФТС, ФСБ, суды и др.) интересующие их данные. Запрос о раскрытии такой информации подается или в письменном виде, или в электронной форме, заверенной усиленной квалификационной электронной подписью. Информирование пользователя о полученном запросе на доступ к его данным запрещено. В случае отказа от предоставление нужной информации компании грозит штраф или приостановка деятельности, а ее руководство может быть привлечено к уголовной ответственности.

Количество запросов на раскрытие информации растет. С января по июнь 2023 года от госорганов в «Яндекс» поступило 32 664 таких запросов. Это на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда их было 22 110.

Самое большое число запросов, 19 481 (59%) пришло в «Яндекс Такси». По этому критерию сервис лидирует третий год подряд. 5625 раз компанией были получены запросы на доступ к данным почтового ящика клиентов. Доступ к содержимому почтового ящика или мессенджера предоставляется не на основании запроса, а только по решению суда. Третье место у сервиса «Яндекс Еда»: какую еду и куда заказывают субъекты расследований, силовики запросили 3 861 раз. Наименьший интерес вызывает культурная жизнь фигурантов следственных действий: в медиасервисы «Яндекса» («Кинопоиск», «Яндекс музыка», «Яндекс Афиша» и «Яндекс Плюс») за первые полгода 2023 года поступил всего лишь 41 запрос, что на 1 (один) меньше, чем январе-июне 2022 года.

Из общего числа запросов 23% (7518) были отклонены. Лидером по этому показателю стали медиасервисы «Яндекса», где без удовлетворения осталась почти половина просьб госорганов (49% или 20 запросов). 36% (638) запросов было отклонено сервисом «Яндекс ID», где хранятся основные регистрационные данные пользователей, 32% (1799) – «Яндекс Почтой».

Пользователи «Яндекса» могут удалить свои данные из некоторых сервисов

С 1 июня 2021 года каждый пользователь «Яндекса» может скачать архив с информацией, которая накопили о нем разные сервисы компании, а также удалить свои данные из некоторых из них. Сделать это можно в личном кабинете «Яндекса ID» в разделе «Управление данными». С января по июнь 2023 года пользователи отправили в «Яндекс» 77 846 запросов на удаление данных и 56 507 — на скачивание.

«Правом на забвение» клиенты «Яндекса» хотели воспользоваться 13 381 раз

Согласно федеральному законодательству, любой россиянин может воспользоваться так называемым правом на забвение и обратиться в поисковую систему с просьбой удалить информацию о себе из выдачи. У этой процедуры существует три обоснования: неактуальность информации, её недостоверность и нарушение закона. Форма для отправки запроса об удалении информации, подпадающей под эти критерии, есть на сайте «Яндекса».

За первое полугодие 2023 года через эту форму в компанию было направлено 13 381 запрос, что на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда подобных просьб поступило 8426. 77% из них остались без удовлетворения: из 4404 запросов на удаление неактуальных ссылок отказано было в 61% случаях, из 2384 недостоверных – 80%, из 6629 нарушающих закон – 90%.

Роскомнадзор удалил из «Яндекса» более 190 тыс. ссылок

По требованию Роскомнадзора, из поисковой выдачи «Яндекса» были удалены 190 525 ссылок, ведущих на сайты, внесенные в реестр запрещенных в России. Кроме того, компания за первые полгода удалила 821 единицу контента, размещенную непосредственно на платформе «Яндекса». Среди них: 305 файлов с музыкой, 129 турбостраниц, 76 файлов с «Яндекс Диска» и 311 прочих единиц контента.

18,8 млн ссылок попросили удалить правообладатели

Все перечисленные цифры меркнут на фоне сотрудничества «Яндекса» и правообладателей, борющихся с нелегальным контентом. В 2018 году «Яндекс», еще несколько крупных IT-компаний и правообладатели подписали меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав. С момента подписания документа из поиска «Яндекса» было удалено более 95 млн ссылок на нелегальный контент, 18,8 млн из них пропали из поисковой выдачи за первое полугодие 2023 года.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
17.04.2024
Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Редакция ADPASS
04.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?