Все уходы записаны: какие рекламодатели заявили о приостановке деятельности в России
ADPASS проанализировал заявления международных компаний о приостановке деятельности в России. С начала конфликта в Украине 30 компаний, вошедшие в топ-100 российских рекламодателей за 2021 год, сообщили, что полностью или частично приостанавливают работу в стране. Такие заявления опубликовали все иностранные компании из топ-10: три американские корпорации PepsiCo, McDonald’s, Procter & Gamble, швейцарская Nestle и итальянская Ferrero. У 15 приостановивших деятельность компаний бюджеты на продвижение в 2020 году составили 52,7 млрд рублей — 11,1% российского рекламного рынка, следует из рейтинга крупнейших рекламодателей Sostav.ru.
ADPASS запросил у Mediascope список ста крупнейших российских рекламодателей в 2021 году по размещению в ключевых медиа — в интернете, на ТВ, в наружной рекламе, на радио и в прессе. В нем 46 международных производителей, 30 из которых объявили о полной или частичной приостановке коммерческой деятельности в России, подсчитал ADPASS. Заявления сделали в основном американские компании.
Покидать рынок планируют не все зарубежные рекламодатели: Toyota, например, подчеркнула, что приостановила производство и поставки временно, из-за логистических проблем. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в том случае, если иностранная компания уйдет из России, на таком предприятии может быть введено внешнее управление.
15 из 30 компаний, заявивших на сегодня о приостановке бизнеса в России, в 2020 году вошли в топ-30 крупнейших рекламодателей по версии Sostav.ru. Это Nestle, Reckitt Benckiser, PepsiCo, Procter & Gamble, Volkswagen, L’Oreal, Mars, Mcdonalds, Danone, GlaxoSmithKline (GSK), Bayer, Sanofi Aventis, Ferrero, Yum! Restaurants (KFC, Pizza Hut) и Sandoz Farma. Из информации по расходам на продвижение понятно, что приостановка бизнеса иностранных компаний окажет серьезное влияние на сегмент телевизионной рекламы. Тогда Sostav оценил их бюджеты в 52,7 млрд рублей, из которых 38,9 млрд были потрачены на телерекламу. Таким образом, на долю этих компаний в 2020 году пришлось 11,1% российского рекламного рынка и 23% сегмента рекламы на ТВ, подсчитал ADPASS на основе данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Какие компании приостанавливают бизнес в России
Место в топ-100
Компания
Детали
Объем рекламы в 2020 году*
Место в топ-100/ Компания
Детали
Объем рекламы в 2020 году
12
Mars
приостановила импорт и экспорт продукции, рекламу в России и Белоруссии и новые инвестиции
3,19 млрд руб.
12
Mars
приостановила импорт и экспорт продукции, рекламу в России и Белоруссии и новые инвестиции
3,19 млрд руб.
19
Sanofi
приостановила всю рекламную и медийную деятельность, не будет проводить новые клинические испытания
2,76 млрд руб.
19
Sanofi
приостановила всю рекламную и медийную деятельность, не будет проводить новые клинические испытания
2,76 млрд руб.
20
GSK
прекратила рекламу, завершит все продвижение, не будет проводить новые клинические испытания
2,92 млрд руб.
20
GSK
прекратила рекламу, завершит все продвижение, не будет проводить новые клинические испытания
2,92 млрд руб.
24
Coca-Cola
24
Coca-Cola
—
31
Reckitt Benckiser
остановила рекламу, маркетинг, спонсорство и капитальные инвестиции
5,16 млрд руб.
31
Reckitt Benckiser
остановила рекламу, маркетинг, спонсорство и капитальные инвестиции
5,16 млрд руб.
48
Toyota
приостановила производство и поставки из-за логистических проблем, не планирует уходить из России
48
Toyota
приостановила производство и поставки из-за логистических проблем, не планирует уходить из России
—
*по данным ежегодного рейтинга 30 крупнейших российских рекламодателей Sostav.ru
С 8 по 11 марта пять рекламодателей из первой десятки объявили, что сворачивают деятельность в России.
- PepsiCo (2-е место, здесь и далее приводятся места в топ-100 за 2021 год по данным Mediascope) сообщила, что останавливает продажу напитков, инвестиции и рекламную деятельность.
- Транснациональная швейцарская корпорация Nestle (4-е место) также рассказала о приостановке всех инвестиций и рекламной деятельности.
- Сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s (7-е место) объявила, что временно закроет все 850 ресторанов в России, но в течение трех месяцев будет выплачивать заработную плату их сотрудникам.
- Итальянская Ferrero (8-е место) заявила о приостановке второстепенной деятельности в России, включая маркетинг и рекламу.
- В сообщении Procter & Gamble (10-е место), одного из лидеров в сегменте товаров повседневного спроса, говорилось, что производитель сократит перечень поставляемой в Россию продукции и приостановит всю медийную и рекламную деятельность в стране.
Сроки приостановки продаж, инвестиций и рекламной активности ни одна из четырех компаний в своих сообщениях не уточнила.
Похожие заявления за последние десять дней сделали еще двенадцать рекламодателей, занимающие места в интервале с 12 по 56 в списке Mediascope.
- Американская Mars (12-е место, бренды Bounty, Milky Way, Snickers, Twix, M& M’s, Pedigree, Whiskas, Royal Canin, Sheba и другие) сказала, что приостановит все рекламные кампании в России и Белоруссии, а также новые инвестиции, импорт продукции в Россию и экспорт из нее.
- Французская L’Oreal (15-е место) сообщила, что временно закроет все магазины, прилавки в универмагах и онлайн-магазины, остановит инвестиции. Компании принадлежат бренды L’Oréal Paris, Lancôme, Giorgio Armani Beauty, Yves Saint Laurent Beauté, Biotherm, Kiehl’s, Urban Decay, Kérastase, Redken, Matrix, Carita, Vichy, Garnier, Maybelline и другие.
- Французская фармацевтическая компания Sanofi (19-е место) c 14 марта распространила заявление о приостановке всей рекламной и медийной деятельности в России, а также всех расходов, не связанных с поставками базовых препаратов и вакцин. 17 марта фармкомпания сообщила «Ведомостям», что не будет проводить в России новые клинические испытания своих препаратов.
- Британская фармацевтическая компания GSK (20-е место) объявила, что уже остановила рекламу своей продукции в России и будет завершать всю деятельность по продвижению. Также фармкомпания не будет проводить новые клинические испытания в России и включать новых пациентов в существующие.
- Американская Coca-Cola (24-е место) без подробностей объявила, что «приостанавливает бизнес» в России. Позже издание Baza со ссылкой на источники сообщило, что речь идет только о «прекращении инвестиций в маркетинг и новые проекты». Официального подтверждения этой информации от Coca-Cola не было. После этого «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка написал, что «Coca-Cola HBC Россия» уведомила своих клиентов в сфере общественного питания о повышении цен на ассортимент с 14 марта на 15-30%.
- В заявлениях американской Yum! Brands (25-е место, владеет сетями KFC и Pizza Hut) говорилось, что она временно закрыла 70 ресторанов быстрого питания KFC и приостановила все инвестиции и развитие российских ресторанов.
- Немецкая фармацевтическая корпорация Bayer (27-е место) объявила, что остановила всю рекламу в государственных СМИ России и Белоруссии. В компании отметили, что предоплаченная реклама может продолжать транслироваться в течение какого-то времени, так как Bayer не может на это повлиять, но новые размещения резервироваться не будут.
- Британская корпорация Reckitt Benckiser (31-е место; бренды Durex, Veet, Vanish, Cilit, «Нурофен» и другие) рассказала, что остановила рекламу, маркетинговую деятельность, спонсорство и заморозила капитальные инвестиции в России.
- Заявление американской химико-фармацевтической корпорации Abbott Laboratories (34-е место) было более осторожным: она объявила о приостановке всей второстепенной деятельности в России, включая новые инвестиции, развитие бизнеса и рекламу.
- Международный производитель продуктов питания и товаров повседневного спроса Unilever со штаб-квартирой в Лондоне (37-е место) объявил о приостановке всего импорта и экспорта продукции в Россию и из нее, прекратил все расходы на рекламу.
- Швейцарская фармкомпания Novartis, владеющая одним из крупнейших производителей дженериков Sandoz (40-е место), транслировала, что останавливает все инвестиции в Россию и маркетинговую деятельность. Завод компании в Санкт-Петербурге продолжит производить медикаменты для российского рынка.
- Американская Mondelez International (56-е место, бренды Milka, Oreo, Toblerone и другие) рассказала, что прекращает все новые капитальные вложения и приостанавливает расходы на рекламу.
16 зарубежных компаний из первой сотни рекламодателей не публиковали заявлений об уходе из России или приостановке деятельности в стране.
Семь из них — крупнейшие иностранные фармацевтические компании Berlin-Chemie, Stada, Johnson & Johnson, Teva, Dr. Reddy’s Laboratories, Servier и Polpharma. Остальные девять представляют различные рекламные категории: Alibaba Group, Raiffeisen, Mitsubishi Motors, Kontakt East Holding (совладелец Avito.ru), Home Credit, Storck, KIA Motors, Metro и Coty Group (косметические бренды Max Factor, Wella и другие).
Материал обновлен в 11:35 11 марта. Добавлена компания Bayer.
Материал обновлен в 12:00 18 марта. Добавлены компании Reckitt Benckiser, GlaxoSmithKline (GSK), Sanofi Aventis, Ferrero, Sandoz Farma, Abbott Laboratories.
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы