Россияне обживаются в китайском «умном доме»
Россияне привыкли к товарам для «умного дома». Умных колонок, розеток, лампочек и прочих «гаджетов с интеллектом» стало больше, и они стали дешевле. Как результат в 2022 году роботы-пылесосы отвоевали 40% рынка домашней уборки у своих неумных собратьев. Драйвером роста сегмента, среди прочих, эксперты называют рост ввода жилья. И хотя Россия и держится в русле мирового тренда на проникновение интернета вещей, в домах россиян их еще совсем немного.
Самым большим спросом у россиян пользуются колонки с голосовым управлением и роботы-пылесосы. По словам замдиректора компании «F+ tech-Марвел» Станислава Солтицкого, популярность этих двух товаров объясняется их функциональностью и понятным для потребителей сценарием использования. В результате роботы-пылесосы заняли более 40% всего рынка пылесосов в денежном выражении, отметил Солтицкий.
«Марвел-Дистрибуция» — крупнейший дистрибутор компьютерной техники, серверного и сетевого оборудования, ПО, портативной электроники и средств связи в России, странах СНГ, Кавказа, Центральной Азии, Восточной Европы и Монголии. Среди вендоров, с которыми сотрудничает компания, — Acer, Lenovo, Hewlett Packard Enterprise, Huawei, Xiaomi, LG, «Яндекс». Дилерская сеть насчитывает свыше 4,5 тыс. партнеров из более чем 250 городов России и ближнего зарубежья.
В «М.Видео-Эльдорадо» и Ozon среди наиболее популярных товаров оказались умные розетки (розетки с WiFi- или GSM-модулем, способные включаться и выключаться автоматически или по команде со смартфона), пульты дистанционного управления, умные осветительные приборы и шторы, а также комплексные системы безопасности, включающие в себя датчики движения, дыма, протечек и видеокамеры, сообщают «Ведомости».
В нынешних условиях «умный дом» — это скорее маркетинговый термин, чем общепринятый список конкретных категорий, уточнил Солтицкий. Сейчас основная масса товаров, предлагаемая в России в этой категории, производится китайскими компаниями, например, Aqara, Xiaomi, Hiper и Digma. Российские производители в сегменте представлены в основном умными колонками «Яндекс» и VK. Их популярность в 2022 году заметно выросла: в зависимости от площадок и торговых сетей продажи увеличились в диапазоне от 1,5 до 5 раз.
Рост продаж умных устройств отмечают и мобильные операторы. По словам представителей МТС и Tele2, в розничных точках сетей в 2022 году умных устройств было продано в два раза больше, чем годом ранее. У «Билайна» прирост продаж товаров этой категории составил 21%, а у «Мегафона» — 10%.
Сейчас в интернет-магазине МТС представлены товары для «умного дома» от 53 производителей.
Наибольший ассортимент товаров категории предлагает компания Xiaomi (94 позиции), на втором месте компания HIPER (35 позиции), на третьем месте расположился еще один китайский бренд Yeelight (33 позиции).
Российские товары для «умного дома» в магазине представляют «Яндекс» (16 позиций: колонки «Яндекс.Станция», лампочки, розетки, пульты управления и телевизоры), «СберДевайсы» (10 позиций: колонки SberBoom, умные дисплеи, тв-медиацентры и белая умная лампочка), Mail.ru Group (3 позиции: колонки «VK Капсула») и, собственно, МТС (2 позиции: модем и роутер).
По ассортименту в категории лидируют сетевые камеры (56 позиций), умные лампочки (34 позиции) и роботы пылесосы (32 позиции). Умные колонки заняли четверное место с 28 позициями.
Однако в денежном выражении рынок умных устройств рос не настолько стремительно — примерно на 30%. Общий объем рынка в 2022 году, по словам Солтицкого, составил 100 млрд рублей. Разницу в количественном и денежном росте рынка директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников объясняет тем, что за последние годы товары этой категории стали доступнее и дешевле.
Гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров отметил, что из-за ухода ряда зарубежных игроков доля китайских товаров в массовом сегменте выросла. С ним согласен и Солтицкий, при этом он подчеркивает, что китайские компании предлагают не только товары «базовых версий» и «первой цены». По словам эксперта, китайская продукция широко представлены и в высокотехнологичных сегментах, таких как роботы-пылесосы премиум-класса.
Еще одним каналом поставок товаров для «умного дома», который нельзя игнорировать, стал китайский маркетплейс AliExpress, считает Колесников. Эксперт допускает, что через китайскую торговую площадку осуществляется порядка 80% продаж товаров данной категории. Поэтому рынок гораздо больше и оценить реальные темпы роста достаточно сложно, делает вывод Колесников.
По мнению руководителя профильного департамента «М.Видео-Эльдорадо» Сергея Сухорукова, драйверами активного проникновения устройств для «умного дома» являются тренд на цифровизацию и автоматизацию домашнего пространства, усиление его энергоэффективности и безопасности. Росту сегмента также способствуют стабильная ситуация с доступом к ассортименту и широкий выбор колонок с функцией центра управления элементами «умного дома» и бытовой техникой, добавляет эксперт.
Бурмистров считает, что важную роль в росте рынка сыграл активный ввод нового жилья в первом полугодии 2022 года. По его словам, особенно заметен рост продаж умных колонок, через которые в большинстве случаев осуществляется управление «умным домом».
Процент проникновения IoT-устройств (Internet of Things — интернет вещей) в России по-прежнему несравним с Европой и США, замечает R& D-директор студии notAnotherOne (занималась разработкой дизайна умной колонки «Яндекса») Алексей Пышкин. По данным Edison Research, в III квартале 2022 года умные колонки были как минимум в 35% американских домохозяйств, а в России менее чем в 4%.
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы