ADPASS рекомендует материал к прочтению
Kokoc.com
11.07.2025, 16:42

Статьи на гребне волны: как часто нужно обновлять, как их анализировать, какие бывают актуальности статей

В статье мы разбираемся с тем, что такое актуальность статьи, какие ее виды существуют и на примерах показываем, как работаем с актуальностью.

Сегодня только ленивый не знает, что для роста трафика на сайте важно наличие информационного контента и его регулярное пополнение. И вот вы регулярно пишите статьи, при этом кажется, что информация подана более экспертно, чем у конкурентов. Но трафик не растет, или после роста следует существенная просадка. В чем причина?

Обычно это следствие несистемного подхода и не вполне комплексного планирования, а самое важное — отсутствия понимания:

  • для чего мы развиваем информационный раздел;

  • с какой стороны подступиться к наполнению;

  • почему одни статьи работают лучше, чем другие.

Что такое актуальность статьи

Актуальность статьи — один из важных критериев, который можно упустить и не получить результат. А результат должен быть даже с не самым сильным бюджетом.

В статье мы разберем на конкретных примерах:

  • Как часто обновлять статьи, и нужно ли это?

  • Когда и как проводить аналитику?

  • Типы статей по актуальности, и как с ними работать.

А так же:

  • Что делать, если теряется трафик со старых статей?

  • Как сделать новые статьи «вечными»?

Какие бывают типы актуальности статей

Нет правды в том, что информация устаревает на следующий день или уже к тому моменту, когда начинаешь читать следующий пост. Это не совсем так.

Есть статьи, которые забудут «завтра» (например, новостные материалы), а есть те, к которым будут возвращаться в определенные временные отрезки (сезонные статьи типа «Как выбрать елку на НГ»), и они будут иметь пиковые значения только в определенные даты. Также есть информация, которая за счет своей специфики актуальна «всегда» — это так называемый вечнозеленый контент.

Мы это понимаем особенно, когда начинаем выстраивать и развивать статейный информационный проект. Он может существовать в рамках коммерческого сайта, либо как самостоятельная единица, тесно связанная с коммерческой составляющей. Например, это может быть сайт косметологической статейной тематики с разделом «Обзор клиник и врачей в Москве».

Темы разные нужны, темы разные важны?

Штука в том, что нам не всегда нужны «вечнозеленые темы». Зачастую происходит множество инфоповодов, локальных событий, сезонных трендов, которые необходимо охватить и получать пиковый трафик.

Можно сказать, что важно быть всегда на гребне волны, высота которого должна постоянно расти.

Суммируя, можно выделить типы актуальности статьи с некоторыми примерами:

  • Сезонная. Примеры: «Где хранить мотоцикл зимой?», «ТОП-10 антикварных подарков на Новый год.».

  • Вечная. Пример: «Что делать, если потерялся в лесу?».

  • Хроноспецифичная. Пример: «Как зарегистрировать ИП онлайн в 2024 году?.

  • Ситуативная/Экстренная. Пример: «Изменения в законе о персональных данных с 30 мая 2025».

Нюансы актуальностей

Важно оговориться, что все рассуждения и доводы приводятся для информационных сайтов/разделов, непосредственно связанных с коммерческой составляющей.

Нюанс 1

Не всегда тема, которая выглядит как «вечнозеленая», будет таковой — специфика выдачи, действия конкурентов, изменения рынка или законодательства, собственные ошибки и другие нюансы могут испортить, казалось бы, четкий план.

Нюанс 2

Нам жизненно важны экстренные и ситуационные темы для:

  • компенсации падения трафика других статей;

  • создания сиюминутного ажиотажа;

  • точечной рекламной кампании, подогреваемой статьями.

И, в данном случае, скорость, качество ТЗ, работа копирайтера и верстка будут играть огромную роль — второго шанса, в отличии от других видов статей, не будет.

Нюанс 3

Статью, которую мы задумываем как хроноспецифичную, можно сделать вечной путем ежегодного обновления, состоящего из:

  • URL (+редирект);

  • контента (обновленные данные, если таковые имеются);

  • мета-тегов и заголовков;

  • количества вхождений;

  • Last Modified (HTTP-заголовка, который указывает дату и время последнего изменения ресурса).

Важно, что подходит это далеко не всем тематикам. В большинстве случаев продуктивнее составить новую статью с привязкой к актуальному году и, не удаляя старую, настроить с нее ссылки, логичные и нативные переходы. При таком подходе получаем положительную динамику в виде какого-никакого трафика на старую статью почти всегда, а также рост количества документов, релевантных необходимым запросам.

Нюанс 4

Никогда нельзя останавливаться. Ниже рассмотрим наглядный пример, когда после нескольких месяцев активной публикации вдруг наступает пауза — трафик теряется существенно.

Нюанс 5

Клиент всегда друг. Друг своего сайта. И чем быстрее он поймет это с вашей помощью и выразит свою любовь в виде доверия вашей стратегии и рекомендациям, тем быстрее наступит золотой век его проекта.

Нюанс 6

Планирование минимум на месяц вперёд. А лучше на полгода-год: нужно составить план по потенциально «вечным», сезонным и хроноспецифичным темам и уже в процессе работы делать регулярные вкрапления ситуативных статей.

Переходим к примерам

Расскажу о наших проектах, где мы успешно реализовали свои наработки.

Пример 1

Небольшой, но гордый проект по теме косметологии, который в процессе наполнения расширился разделом с клиниками и врачами, а также информацией о них.

Здесь нет никаких дополнительных источников трафика и инструментов для улучшения репутации и траста сайта. Не внедрено большинство рекомендаций по верстке и шаблону статей, а также коммерческим разделам.

Немного контекста

Август 2024-го был последним активным месяцем в плане наполнения статьями, весна 2023 — более активное наполнение коммерческого раздела. Проект, соответственно, стартап и на NDA.

  • 260 статей.

  • 400 страниц докторов.

  • 400 страниц клиник.

Имеем общий трафик из поиска:

Наблюдается рост посетителей

Конверсии:

Так выглядит динамика достижения целей

Имея совсем небольшое количество статей и привлекая совсем несерьезный, по информационным меркам, трафик, мы тем не менее извлекаем конверсии, которые растут как за счет новых статей, так и за счет «вечных» тем.

Какие темы мы поднимаем?

Статья на тему «Коллагенирование волос» приносит стабильно растущий трафик с момента публикации.

С момента публикации наблюдается стабильный рост посетителей страницы со статьей

Причины образования «красных родинок» — яркий всплеск и бесславный конец:

Если брови опускаются, значит это кому-нибудь нужно: статья про опущение бровей:

Промежуточный вывод:

Нет заранее спланированных ситуативных статей — их заменили попавшие в тренд потенциально «вечные», нет статей, которые актуальны на протяжении всего года (и особенно за месяц до и пару месяцев после начала).

Динамика 10 самых популярных статей наглядно показывает, как различны сроки жизни документов в информационной выдаче и как важно массивом новых публикаций компенсировать уходящие тренды старых статей.

Динамика привлекаемого трафика по различным статьям

Очень наглядно видна динамика, при почти полном отсутствии публикаций в определенный период. Именно тогда часть старого материала утратила актуальность и свежесть, а новые статьи не публиковались.

В моменте просадки новые статьи не писались.

А так выглядит динамика по достижению целей:

И, кстати, конверсии так же падают и при этом имеют затяжной тренд в падении

Пример 2

Качественный коммерческий ресурс с блогом (изначально на поддомене, потом на основном домене).

Немного контекста:

Есть поступательная работа на улучшение как коммерческой составляющей, так и информационной. Проделана большая работа клиента по росту траста как бизнеса, так и сайта на основе рекомендаций.

Мы написали кейс для платформы Qugo по работе с самозанятыми.

Основные вводные данные можно найти в кейсе, который настоятельно рекомендуем к ознакомлению, однако коротко можно отметить:

  • публикация статей происходит 2 раза в неделю;

  • на текущий момент имеем порядка 700 страниц блога.

В данном проекте максимально спланированы ТЗ, в которых были учтены следующие аспекты:

  • тема;

  • даты выпуска;

  • количество символов;

  • «конкуренты»;

  • заголовки;

  • пояснения;

  • направленность (b2b или b2c).

К этому уже по готовности статьи клиентом добавляется:

  • инфографика;

  • экспертные комментарии;

  • лид-магниты.

Такой подход и позволил добиться результатов, которые можно было сформировать в кейс.

Типы статей и их актуальность наглядно

Однако, интересно в аспекте темы текущей статьи наглядно увидеть, как различаются трафик разных типов статей, как мы компенсируем падение актуальности одних статей растущей актуальностью других.

Статья 1: «Входит ли работа по договорам ГПХ в трудовой стаж?» — очень животрепещущая тема, актуальность растет:

Такой материал вполне может считаться вечнозеленым контентом

Статья 2: «Не секрет, что число граждан иностранных государств, работающих в Российской Федерации, растет, но как делать выплаты нерезидентам?». Тема только набирает ежегодно популярность:

Популярность этой статьи обеспечивается геополитической обстановкой

Статья 3: «Как получить ИНН на Госуслугах?» — некогда революционно-инновационная тема подверглась прессингу в SERP со стороны сайтов банка, государственных порталов. Хотя и сама статья уже устарела, данные на 2023 год.

К концу 2025-го это основной кандидат на обновление статьи:

Статье нужен апдейт, потому что наблюдается стойкое снижение числа посетителей

Статья 4: Кто я? Киса? Бэтмен?, или «Лимит расчетов с самозанятыми»:

Вы тоже видите здесь котика?

Достигнув пика, спустя 2 месяца статья стремительно теряет актуальность. Что интересно, данные, приведенные в статье актуальны по сей день, несмотря на то, что они не менялись с 2023 года. Однако, статья должна стать той самой хроноспецифичной статьей, обновлять которую необходимо каждый год. Анализ выдачи показывает, что в данной теме в ТОП-5 находятся сайты с вхождением фразы «2025».

Статья 5: Какие налоги должен заплатить заказчик при выплате исполнителю по договору ГПХ в 2024 году. Статья, планово входящая в список хроноспецифичных. Успешно закрыла 2024 и захватила кусочек 2025

Штиль → Всплеск → Штиль

Статья 6: Ситуативно ознакомили читателей с тем, как выглядит единый налоговый платеж с 2023 года.

А тут уже мы наблюдаем пилообразный всплеск активности посетителей страницы со статьей

Стоит отметить, время, которое требуется с момента публикации до выхода на пик, занимает в среднем месяц- два у типов статей, которые не относятся к сиюминутным (опять же, зависит от траста, частоты обновлений, общей суммы статей и т.д.) и 2 недели у сиюминутных при условии посещения сайта быстроботом.

Что мы получаем

В сумме, умело ранжируя и планируя разные типы статей, мы получаем компенсацию падения спроса путем вывода в топ и получения качественного трафика в новых, а также «вечных» в статьях.

При этом, важно отметить качественную редактуру, профессиональные замечания и внедрение некоторых тем клиентом — без этого было бы сложно добиться успехов в статейном и коммерческом YMYL сегменте данного проекта.

Пример нескольких десятков тем. Рост и хорошие пики по одним компенсируют мимолетность других и в сумме дает регулярное улучшение трафика

Также, эффективность по данным Search Console:

Рост эффективности и показов блога с колебаниями в «не сезон»

… и «Яндекс Метрики»:

Рост трафика из поиска по данным «Метрики»

Коротко о главном

  • Нестрашно и даже вполне логично что иногда, казалось бы, вечная тема делает «пшик».

  • Обязательно ищем и размещаем ситуативный контент сами.

  • Статью с привязкой к году, делаем вечной двумя путями — корректировками либо созданием новой.

  • Перерывы в публикациях недопустимы.

  • Клиент — главный друг своего сайта.

  • Планирование, планирование и ещё раз аналитика).

Вам понравится

Easy Commerce
02.12.2025
БизКуб
01.12.2025
Media Bay
17.11.2025
AviMagnit Диджитал агентство
07.11.2025