Перспективы развития технологии RAG
Три ожидаемых и уже реализуемых направления развития RAG — это мультимодальный RAG, агентный RAG и GraphRAG.
В первом случае, при мультимодальном RAG, ИИ обрабатывает не только текстовую информацию, но и фото, видео, аудио.
В июле «Яндекс» представила технологию векторного поиска. Так же как и текст, аудио, видео и изображения будут представляться в виде наборов чисел, эмбеддингов, по которым можно осуществлять поиск.
Агентный RAG способен не только отвечать на вопросы, но и автономно выполнять комплексные задачи, взаимодействовать с различными системами и принимать решения.
Интеграция с графовыми базами данных. RAG начинает использовать не только поиск по смыслу (векторный), но и графы знаний — карты связей между понятиями (knowledge graphs). Если у компании есть структурированная система, которая отражает связи между терминами, продуктами, документами, ролями и процессами, GraphRAG применяет эту карту совместно с традиционным поиском. Это позволяет находить не просто похожие ответы, а самые точные и логичные, учитывая все взаимосвязи и контекст.
Для эффективной работы такой системы необходима заранее продуманная и четко выстроенная структура связей внутри компании — таксономия и онтология. Чем подробнее и точнее описаны и связаны данные, тем более надежным и «умным» становится ИИ.
Если эта база связей настроена грамотно, то ИИ-ассистент может давать точные ответы с вероятностью до 99%. Это позволяет компаниям доверять ИИ даже в юридической экспертизе и финансовой отчетности.
Выводы
Эта технология универсальна, легко адаптируется под особенности разных отраслей. Мы наблюдаем устойчивый и стремительный рост интереса к RAG среди бизнеса, все больше организаций внедряют ее в ключевые процессы, чтобы решать задачи поиска, поддержки, автоматизации и персонализации сервиса.
Результаты внедрения RAG-систем показывают, что они сокращают время поиска и анализа информации в десятки раз, делают корпоративные знания доступными и актуальными для сотрудников и клиентов, минимизируют операционные ошибки и позволяют повысить продуктивность без расширения штата. Они ускоряют адаптацию новых специалистов, позволяют быстрее принимать решения и задают новый стандарт для интеллектуальных сервисов в компаниях любого размера.
RAG становится не просто вспомогательным инструментом, а инфраструктурным фундаментом для корпоративного ИИ. Благодаря прозрачности, релевантности и высокой скорости обработки данных, RAG-платформы становятся драйвером цифровой трансформации и долгосрочного конкурентного преимущества бизнеса.
Этот материал — часть исследования Haiku о RAG. Полное исследование доступно для чтения.
Если вы хотите обсудить внедрение RAG в вашей компании, напишите на почту sergey.ershov@haiku.dev или в телеграм @Ershovsa.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В дизайне, брендинге и айдентике запретили иностранные слова: штраф до 500 000 руб. Больше никаких Design Buro и Digital Agency. А еще — фич, стрипсов, бьюти, дентала, чикена и угг. Что это за кринж и где прибавится заказов для дизайнеров — в статье NormaSlov.
Тимур Спиридонов, сопредседатель комитета AI/ML Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) и исполнительный директор AdTech-компании Otclick, поделится с посетителями главного медийного события Сибири знаниями о современных технологиях в медиарекламе, которые построены на генеративном ИИ, об алгоритмах машинного обучения и больших данных, а также о том, как новые технологии уже поменяли привычный нам медиаландшафт.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана