«Нашему радио», Jazz FM и Rock FM ищут покупателей
Радиостанции «Наше радио», Jazz FM и Rock FM могут сменить владельца. Председатель совета директоров и владелец компании «Мультимедиа Холдинг», управляющей радиостанциями, Виталий Богданов,хочет избавиться от медиаактивов. Причинами продажи собеседники «Коммерсанта» называют ухудшение перспектив бизнеса и опасения санкций.
«По всем базам видно, что он (Виталий Богданов) формально уже вышел почти из всех структур ЗАО («Мультимедиа Холдинг»)», — заявил один из анонимных экспертов на медиарынке.
Источники оценивают активы «Мультимедиа Холдинга» в $45–48 млн, а среди потенциальных покупателей называют «Газпром-Медиа Холдинг» и «Европейскую медиагруппу». В 2023 году выручка холдинга составила 221 млн рублей, чистая прибыль — 32 млн рублей.
По данным Mediascope Radio Index доля «Нашего радио» в общей ежедневной аудитории российских радиостанций в октябре 2023-го – марте 2024-го составляла 5,1% а в июле—декабре 2023 года составлял 5,3%. Данных по федеральной аудитории Jazz FM и Rock FM нет. В Москве в феврале 2024-го Jazz FM имела долю 4,7%, Rock FM — 3,4%, «Наше радио» — 5,1%.
По оценке комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом квартале 2024 года реклама на радио показала рост на 41% относительно первых трех месяцев 2023 года до 4,6-4,8 млрд рублей. В 2023 году — на 32%, расходы рекламодателей составили 19,5 млрд рублей. С 2023 года АКАР включает радио в сегмент аудио, к которому также относится интернет-аудио. Однако цифровое аудио пока имеет незначительную долю в этом сегменте: 0,7 млрд рублей за весь 2023 год (+17% год к году).
По ожиданиям «Родная речь», последней из крупнейших российских медиагрупп опубликовавшей прогноз развития рекламного рынка, сегмент радиорекламы по итогам текущего года вырастет на 20-25% до 23-24 млрд рублей.
Собеседники газеты «Коммерсант» указывают, что несмотря на рост в 2023 году, сейчас радиоактивы «уже не столь прибыльны» по причине ухода из России в 2022 году основных рекламодателей на радио — западных автопроизводителей. Китайский автопром пока не может дать такие объемы рекламы, как было до 2022 года, считают они. Однако в годовом отчете за прошлый год «Мультимедиа Холдинг» ожидает рост выручки в 2024-м на 10% как раз за счет увеличения рекламных расходов автопроизводителей.
Помимо трех радиостанций в «Мультимедиа Холдинг» входят сейлз-хаус «Джем» (занимается продажей рекламы на радиостанциях холдинга), информационное агентство «Национальная служба новостей» (НСН), завод по производству виниловых пластинок Vinyl records, фестиваль «Нашествие», премии «Чартова дюжина» и «Все цвета джаза».
Источники на рынке считают, что «Национальная служба новостей» будет продана отдельно от остальных активов группы. НСН в 2024 году планирует увеличить выручку на 10% за счет «увеличения объемов государственных тендеров».
«Это бизнес, любой актив можно продать или купить, главное — вопрос цены», — прокомментировал РБК информацию о поиске покупателя на «Мультимедиа Холдинг» гендиректор «Европейской медиагруппы» Роман Емельянов, впрочем, отметив, что приобретение холдинга «в данный момент не интересно». В «Газпром-Медиа» не стали комментировать информацию.
На радиорынке крупные слияния и поглощения — не частое явление. Последняя крупная покупка произошла на прошлой неделе. 4 июня 2024 года владеющая рядом медиаактивов в Прикамье группа «Медиаиндустрия» приобрела радиостанцию «Серебряный дождь». Компании принадлежат пермский телеканал «РБК-Пермь» и газета «Березниковский рабочий». «Медиаиндустрия» принадлежит бывшему члену совета директоров «Уралхима» Владимиру Орловскому. Сумма сделки не раскрывается. Выручка «Серебряного дождя» в 2023 году была более, чем в два раза ниже, чем материнской компании «Нашего радио», — 98,9 млн рублей, а чистая прибыль составила 12,3 млн рублей.
В июне 2023 года холдинг «Медиа-1» Ивана Таврина купил региональные радиостанции медиагруппы «Сибирский деловой союз» (СДС). Предметом сделки стали 12 радиочастот в Кемерово, Новокузнецке, Югре и Мариинске, на которых вещали такие станции, как «Европа Плюс», «Ретро FM», «Дорожное радио», «Русское Радио», DFM, «Радио Шансон» и «Хит FM». Сумма сделки неизвестна.
В 2022 году крупных приобретений на рынке радио не было. В 2021-м холдинг «Газпром-медиа» купил частоту, на которой с 1999-го по 2016-й вещала радиостанция «Балтика», — одна из старейших частных радиостанций в России. Холдинг запустил на частоте «Балтики» радиостанцию Like FM.