Летописцы рекламного рынка: Дмитрий Коробков собрал Игоря Лутца и Сергея Улыбабова в свое новое агентство Letopis.ai
Проясняются контуры нового проекта «Летопись» основателя группы АДВ Дмитрия Коробкова, о котором было объявлено на фоне его судебной тяжбы с бывшими партнерами. Как стало известно в пятницу, теперь у Коробкова новые партнеры — это один из создателей BBDO в России Игорь Лутц и глава агентства Milk Сергей Улыбабов. Коробков так верит в будущее нового агентства Letopis.ai, что для оперативного контроля над ним вернулся из-за границы в Москву, которую покинул в 2018 году. Об этом предприниматель сообщил в интервью ADPASS. Из интервью ADPASS с младшими партнерами можно узнать, что (1) создается «полносервисный рекламный холдинг» (2) на базе еще недавно входившего в АДВ агентства Havas в интеграции с компанией Milk (3) с применением неких ИИ-технологий для автоматизации управления, оптимизации персонала и производства контента.
Летописец Нестор из московского Музея восковых фигур // Фото: «Экспресс-газета»
Что такое «Летопись»
Рекламная группа Дмитрия Коробкова Letopis.ai объявила, что у нее появились два новых партнера, сообщил телеграм-канал «Постмаркетинг». По его информации, сооснователь группы BBDO Игорь Лутц возглавит в «Летописи» направление технологий, а основатель креативного агентства Milk Сергей Улыбабов — направление контента. Предприниматель рассказал «Постмаркетингу», что агентство Milk войдет в «Летопись» и будет, в том числе, российским партнером международного агентства Havas в части разработки и реализации креативных контентных решений для международных и локальных клиентов.
Сейчас вновь наступает время супербрендов и я рад, что группа “Летопись” входит в рынок с топ-командой партнеров-единомышленников».
Дмитрий Коробков
Основатель Letopis.ai
Игорь Лутц и Сергей Улыбабов подтвердили ADPASS, что стали партнерами Дмитрия Коробкова и получили доли в бизнесе «Летописи», но их размер раскрывать не стали. По данным СПАРК, ООО «Летопись» зарегистрировано 29 января. Его единственным учредителем и гендиректором является топ-менеджер Дмитрия Коробкова, гендиректор ООО «Хавас Медиа» Елена Федорова.
Предприниматели поделились с ADPASS подробностями о проекте и своих ролях в нем.
Мы создаем полносервисный рекламный холдинг, но не будем собирать его из разномастных компаний, каждая из которых по отдельности тащит свой кусок бизнеса. Так сегодня работают рекламные группы, у них простая логика — агентства зациклены на направлениях и каждое боится передать своего клиента другому. А клиентам сегодня нужен сервис в формате 360 градусов. […] Milk будет отвечать за локальных клиентов, Havas — за крупных российских с амбициями работы на международном уровне, а также международных. Мы не будем никого догонять, мы сразу сотворим будущее, сделаем суперинновационную группу с точки зрения управления и предложения для клиентов».
Сергей Улыбабов
Глава Milk
По данным СПАРК, в 2024 году в штате ООО «Хавас Медиа» числилось 74 сотрудника, в ООО «Милк» работали три человека.
Сергей Улыбабов утверждает, что агентство Milk давно отрабатывает передовые подходы к управлению и созданию креативных проектов, и теперь он будет масштабировать этот опыт в рамках группы «Летопись». Он говорит, что многие процессы, связанные с корпоративным управлением, будут автоматизированы при помощи искусственного интеллекта.
«Речь идет об интеграции передовых технологических решений в операционную модель агентства и в клиентский продукт. […] Мы стремимся создать экосистему, в которой технологии не `добавлены сверху`, а изначально встроены в ДНК бизнеса. Кроме того, я активно взаимодействую с техно-предпринимателями, венчурными фондами, владельцами крупных бизнесов — и это тоже важный ресурс, который может быть полезен для развития группы. […] Меня интересует не возвращение в рекламу в старом смысле, а участие в построении нового рекламного рынка — с другими структурами, технологиями и подходами к клиентской ценности».
Дмитрий Коробков: я не сужусь с кем-либо за контроль над Havas, я никогда не переставал быть бенефициаром этой компании
В интервью ADPASS Дмитрий Коробков объяснил, чем он руководствовался при выборе партнеров для своего нового проекта и рассказал, что переехал из-за границы в Москву, из которой уехал в 2018 году, чтобы участвовать в оперативном управлении компанией.
ADPASS: Вы хотите собрать в группе «Летопись» команду мечты 1990-2000-х?
Дмитрий Коробков: Я хочу прежде всего собрать команду единомышленников, разделяющих единое видение развития нашей индустрии и имеющих топовые истории успеха на рынке.
ADPASS: Почему вы позвали в проект именно Игоря Лутца и Сергея Улыбабова, а не более молодых, жадных и главное технологичных?
Дмитрий Коробков: Игорь создал самую успешную креативную группу в России. Сергей предложил реализацию модели, которая полностью совпадает с нашим видением.
ADPASS: В чем ваш бизнес-расчет: на знакомую вам клиентуру АДВ, на скорый приход иностранных рекламодателей, на внедрение ИИ-технологий?
Дмитрий Коробков: За последние несколько лет активного общения на международных рынках у меня сложилась стройная концепция как должно быть организовано рекламное агентство-2030. Ее и будем реализовывать.
ADPASS: Будет ли группа «Летопись» создаваться вокруг агентства Havas, за контроль над которым вы судитесь с вашими бывшими партнерами по АДВ?
Дмитрий Коробков: Я не сужусь с кем-либо за контроль над Havas, я никогда не переставал быть бенефициаром этой компании.
ADPASS: Вы будете участвовать в оперативном управлении компанией из-за границы или снова во всем доверитесь партнерам?
Дмитрий Коробков: С начала года я переехал жить в Москву.
Что происходит с Havas Media
До недавнего времени агентство Havas Media входило в рекламную группу АДВ. По итогам 2023 года компания заняла 16 место в рейтинге медиаагентств Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и портала Sostav с биллингом 9,16 млрд рублей. Но в результате конфликта между бывшими и нынешними совладельцами АДВ эта группа фактически утратила контроль над Havas Media.
О конфликте вокруг группы АДВ стало известно в ноябре 2024 года: вышедший из бизнеса бывший совладелец группы Дмитрий Коробков подал два иска к своим партнерам Кириллу Коробейникову и Павлу Сидорову. В суде его представители заявили, что при продаже доли в бизнесе экс-партнерам финансовые показатели компании были занижены в несколько раз, из-за чего Дмитрий Коробков продал ее за 600 млн рублей вместо 1,8 млрд рублей. Ответчики назвали представленный в суд расчет некорректным.
В январе 2025 года акционеры АДВ сами подали иск к Дмитрию Коробкову и его нидерландской компании Semaris Holding B.V. — о защите актива ООО «Хавас Медиа». Вскоре после этого группа АДВ заявила о «рейдерской атаке … направленной на попытку захвата активов группы бывшим собственником Дмитрием Коробковым». Сообщалось, что в конце января в ООО «Хавас Медиа» сменился гендиректор — вместо Дмитрия Ульяшенко им стала Елена Фёдорова. В АДВ сказали, что она неизвестна акционерам, менеджменту, сотрудникам компании и не вышла на связь с организацией. Представители АДВ утверждают, что заявление о смене гендиректора подала подконтрольная Дмитрию Коробкову компания Semaris Holding B.V., которая находится под юрисдикцией Нидерландов и владеет ООО «Хавас Медиа».
Бывшие партнеры Дмитрия Коробкова считают, что предприниматель не полностью выполнил условия сделки по продаже доли в АДВ, состоявшейся в феврале 2023 года. В частности, не передал покупателям контроль над совместными предприятиями, зарегистрированными за рубежом.
В суде акционеры АДВ планируют оспорить действия Дмитрия Коробкова в отношении «Хавас Медиа», очередное заседание Арбитражного суда Москвы по этому делу состоится сегодня.
Конфликт вокруг Havas Media не помешает записать финансовые результаты работы этой компании в 2024 году на группу АДВ в рейтинге медиаагентств АКАР и портала Sostav. Такое решение приняли члены комитета медиаагентств АКАР: большинство проголосовало против того, чтобы удовлетворить ходатайство Havas Media об учете компании в рейтинге вне состава группы АДВ в качестве независимого игрока.
Представитель АДВ в разговоре с корреспондентом ADPASS назвал Havas Media захваченным активом и заявил, что группа сейчас «восстанавливает корпоративный контроль над ним через суд». Дмитрий Коробков, в свою очередь, сказал, что не судится «с кем-либо за контроль над Havas» и «никогда не переставал быть бенефициаром этой компании».
Подробности про требования Дмитрия Коробкова к бывшим партнерам
Кирилл Коробейников и Павел Сидоров выкупили бизнес у Дмитрия Коробкова в 2023 году. Партнеры заплатили ему за долю в группе АДВ 600 млн рублей. В ноябре 2024 года Дмитрий Коробков подал два иска к экс-партнерам и компаниям из группы АДВ. В рамках рассмотрения одного из них в суде представители истца заявили, что при продаже компании покупатели сообщили Дмитрию Коробкову, что выручка группы в 2022 году составила 4 млрд рублей, а прибыль — 284 млн. Позже выяснилось, что в действительности выручка составила 22 млрд рублей, а прибыль — 900 млн. Если исходить из того, что долю Дмитрия Коробкова в бизнесе оценили по коэффициенту два к прибыли, то ее стоимость должна была составить не менее 1,8 млрд рублей, считает истец.
Ответчики назвали некорректным расчет Дмитрия Коробкова. Дело в том, что в юридических документах по сделке не зафиксирован способ определения цены и дивидендная система не являлась методом расчета стоимости АДВ. По словам представителя ответчиков, банк отказал покупателям в финансировании сделки по покупке долей в АДВ, в результате им пришлось изыскивать собственные средства и оплачивать покупку из собственных денег, вынутых из оборота бизнеса. Таким образом, сумма в 600 млн рублей не является результатом расчета и применения коэффициентов, а получена в ходе согласований между продавцом и покупателями.
Кто такой Игорь Лутц
Игорь Лутц — венчурный бизнесмен, один из отцов российского креатива, сооснователь BBDO Group в России.
Карьеру в рекламе начал в 1989 году, став одним из первых сотрудников и сооснователем открывшегося в СССР международного агентства BBDO. С 1993 года возглавлял креативное направление BBDO Moscow. Проработал в компании на различных позициях до 2013 года, пройдя путь до гендиректора и члена совета директоров одной из крупнейших в России рекламных групп.
Многие годы Игорь Лутц руководил творческим отделом BBDO и отвечал за работу с ключевыми клиентами, в том числе Mars, PepsiCo, Wrigley’s, Procter & Gamble, «ВимБильДан», «Билайн», МТС, Сбербанк, «Альфа-банк», Visa, Mersedes, «М-Видео», «Эльдорадо», «Азбука Вкуса» и другие. Под его руководством создавались работы агентства, получившие впоследствии награды на локальных и международных фестивалях рекламы, включая Cannes Lions.
В сентябре 2013 года покинул BBDO и вышел из состава акционеров. В январе 2015-го начал работать в «Яндексе», где отвечал за маркетинг, но через полгода покинул компанию. В 2015-м стал партнером Константина Синюшина, сооснователя венчурного фонда The Untitled Venture Company, который специализируется на инвестициях в технологичные компании на посевной стадии. В 2019-м стал одним из основателей клуба венчурных инвесторов Angelsdesk. В 2021-м вместе с Синюшиным запустил новый фонд в Европе the Untitled Ventures Fund I для инвестиций в высокотехнологичные компании на международных рынках.
В России Игорь Лутц занимается проектами в ритейл-медиа и ритейле. В 2021 году вместе с партнерами он основал ритейл-медиа агентство Eshopmedia, владеющее платформой для автоматизации продаж рекламы ритейлеров и разрабатывающее собственные аналитические и маркетинговые продукты для ритейлеров и брендов. Выручка Eshopmedia в 2024 году составила 22,5 млн рублей, чистая прибыль — 590 тыс. рублей. Доля предпринимателя в проекте — 13,4%. Игорю Лутцу принадлежит 13,9% долей в компании Inspector Cloud, предоставляющей программное обеспечение для онлайн-аудита торговых точек. Выручка компании в 2024 году — 223,2 млн рублей, чистая прибыль — 38,7 млн рублей. Также Игорь Лутц владеет компанией «Екомпасс», занимающейся управленческим консалтингом в e-com. Данных о выручке за последние два года нет.
Другие бизнесы Игоря Лутца: компания по производству кинофильмов «Цетрокино» (25% долей), ИТ-компания «Сиджей», занимающаяся разработкой программного обеспечения в сфере мультимедиа и кино (10% долей) и сервис Radme.ru по поиску строителей и бригад для ремонта (20% долей).
Кто такой Сергей Улыбабов
Сергей Улыбабов — сооснователь и гендиректор независимого креативного агентства Milk, которое он создал в 2006 году с партнерами Ильей Смолиным и Александром Иоффе.
В 90-е Сергей Улыбабов продюсировал дискотеки и вечеринки, затем руководил маркетингом и рекламой в журналах «Матадор», «Вечерняя Москва» и «Афиша», киностудии имени Горького, на радиостанции «Наше радио». В 1999 вместе с Ильей Смолиным и Александром Иоффе основал агентство Men At Work.
В 2004 президент BBDO Moscow Group Игорь Лутц позвал Сергея Улыбабова возглавить агентство Proximity Russia, входящее в состав BBDO Russia Group. Через два года вся команда Сергея Улыбабова перешла в созданный им с партнерами Milk: BBDO нуждалось в полноценном TTL-агентстве (такой подход характеризует сочетание массового охвата и персонализированного взаимодействия с использованием традиционных и цифровых инструментов), а Сергей Улыбабов не хотел терять ориентацию на креатив.
По данным СПАРК, выручка ООО «Милк» в 2024 году составила 19 млн рублей, чистая прибыль — 7,8 млн рублей. Среди клиентов агентства — «Сбер», МТС, Askona, Faberlic, Haier.
В интервью ADPASS Сергей Улыбабов рассказал, что у него также есть проекты в области производства сериалов и музыки.