Консигнация
Содержание
Что такое консигнация простыми словами
Консигнация — форма реализации продукции, когда собственник (например, производитель) передает товар продавцу, но при это сохраняет право собственности до момента продажи. У такого подхода есть 3 особенности:
-
у консигнатора (то есть продавца) есть консигнационные склады, где хранится предоставляемая партнерами продукция на реализацию (продажу);
-
срок хранения такой продукции прописывают в договоре;
-
по истечение срока, если продукция не продана, ее забирает поставщик или выкупает продавец.
Консигнация стала распространенной формой в цепочке купли-продажи, поскольку она позволяет производителям и/или поставщикам сбывать продукцию в розницу и при этом не тратить средства на логистику и дистрибуцию. Подобные издержки берет на себя консигнатор, благодаря чему даже малый бизнес (например, производители хэндмэйд аксессуаров) могут работать с многомиллионной аудиторией.
Примеры
В России хорошо распространены 2 примера консигнации:
-
Комиссионные магазины — человек приходит и сдает ненужные вещи в торговую точку. Когда магазин продаст их, то выплатит часть прибыли. В ином случае комиссионная торговая точка вернет продукцию;
-
Маркетплейсы (Wildberries, OZON и другие) — хранят продукцию поставщиков на своих складах, занимаются продажей и доставкой. Многие компании выходят на маркетплейсы, поскольку они предлагают готовую логистику и огромную базу клиентов.
Виды консигнации
Выделяют 3 вида консигнации в зависимости от того, что произойдет после истечения срока реализации товаров, указанного в договоре.
Полный возврат
Если договор предусматривает полный возврат, то поставщик забирает весь объем нереализованной продукции. Иногда, некоторые консигнаторы проводят возврат товаров за счет владельца, оплачивающего только доставку.
Частичный возврат
Такой вариант консигнации предполагает, что продавец обязуется выкупить часть нереализованной партии. Процент или конкретное количество указывают в договоре заранее.
Без возврата
Безвозвратная консигнация встречается редко, а маркетплейсы вообще не предлагают такие условия, поскольку она создает риски для продавцов. Если консигнатор не сможет продать товары, то не вернет их, а выкупит по фиксированной стоимости указанной в договоре.
Преимущества консигнации
Консигнация — это оптимальная форма торговли как для малого, так и для крупного бизнеса с определенным набором преимуществ:
-
сохраняет права собственности, пока товар не продадут покупателю;
-
минимизирует издержки на логистику и дистрибуцию;
-
предоставляет полный контроль над стоимостью и наценкой.
Особенности заключения договора
Партнерские отношения между продавцом и поставщиком заключаются на основании договора. В документе указывают все условия и обязанности, которые соблюдают стороны. Договор гарантирует правовую защиту участников, и при нарушении положений каждая сторона может обратиться в суд.
Что указывают в договоре:
-
срок действия документа и реализации продукции;
-
сумму комиссионного вознаграждения (выплату в пользу продавца), указанную в виде процента и списываемую с каждого проданного товара;
-
условия продажи;
-
правила возврата нереализованной продукции (полный, частичный возврат или без него).
Главное условие консигнации — обязанность выполнять требования, прописанные в договоре. Все материальные ценности остаются собственностью поставщика и, в случае повреждения или уничтожения, продавец (консигнатор) несет материальную ответственность.
Размер конечной цены указан непосредственно в накладной. При обоюдном согласии сторон стоимость можно скорректировать в большую или меньшую стоимость.
Также в документах прописывают порядок оплаты и возврата продукции, где стороны прорабатывают то, как продавец будет выплачивать деньги за реализованный товар, а также возвращать остатки.
Права и обязанности сторон по договору консигнации
Посредник обязан обеспечивать поставку товаров в указанные сроки, проводить приемку товаров, то есть проверять ее на целостность и пригодность к реализации. Продавец, в свою очередь, обеспечивает владельцу полный доступ к товарам, включая право контролировать бухгалтерские отчеты для сверки остатков, а также выплачивает деньги за реализованную продукцию в указанные сроки.
Поставщик, также, обязуется пополнять запасы на складе, предоставлять необходимые документы, подтверждающие качество (например, сертификаты), а также консультировать продавца по особенностям продукции.