04.08.2022, 17:27
ADPASS рекомендует материал к прочтению
Материал блога компании: Веб-Эталон

Как самостоятельно провести исследование пользователей

Поделиться
Исследования пользователей — важная часть планирования, это процесс, который помогает узнать о потребностях, предпочтениях, целях и проблемах ЦА.

Планирование — процесс, которым лучше не пренебрегать. Чем подробнее планирование, тем меньше времени будет затрачено на реализацию, так как исключаются многие ошибки и их исправления, которые могли бы быть допущены без планирования.

Исследования пользователей — важная часть планирования, это процесс, который помогает узнать о потребностях, предпочтениях, целях и проблемах ЦА. Исследование пользователей помогает создать дизайнерские решения, которые будут учитывать все важные факторы.

Почему исследования пользователей важны?

  • UX дизайнер не пользователь. Субъективное восприятие мешает ставить себя на место пользователя. Мы часто основываемся на собственном опыте и обобщаем, предполагая, что то, что нравится нам, должно понравится и другим. Это когнитивное искажение, которое называется предубеждением доступности. Чтобы достигнуть хорошего результата, нужно бороться с этим предубеждением. В этом как раз помогают исследования пользователей.

  • Люди не говорят правду. Пользователи не лгут намеренно, но то, что они говорят, отличается от того, что они делают на самом деле. Например, согласно гипотезе эффекта третьего лица (http://cscc.scu.edu/trends/v24/v24_2.pdf), на основе личных предубеждений человек склонен считать, что другие более внушаемы, чем он. То есть слова пользователя о том, что уловка на него не подействовала, может быть не совсем правдой.

  • Когда проблема ясна, ее проще решить. Когда у вас есть ответы, не нужно гадать и искать их самостоятельно, что, к тому же, может дать неверное представление о потребностях и задачах ЦА. Глубокое понимание пользователей, их потребностей и проблем позволяет создать лучшую версию продукта и сэкономить ресурсы.

Но нужно понимать, что это не тестирование удобства использования. Исследование пользователей ориентировано на понимание пользователей, их проблем и потребностей и проводится в основном в начале проекта или этапа проектирования нового функционала.

Когда нужно проводить UX-исследования?

Всегда, когда есть возможность. Проведение исследований помогает прийти к объективности, определить и структурировать бизнес-задачи и на их основании создать качественный эффективный продукт.

Когда не нужно проводить UX-исследования?

1. Если заинтересованные стороны не готовы участвовать и выделять ресурсы для UX-исследований.

2. Когда у вас есть идея и вы хотите подтвердить ее с помощью исследования пользователей. Это повлияет на формулировку вопросов и другие факторы. Исследование будет не объективным.

3. Если вы не понимаете, зачем нужно исследование и как применить полученные данные.

4. Когда вы не уверены, как сможете реализовать решения, основанные на полученной информации.

Как проводить исследования?

Определите цели. Стремитесь достичь 3–7 целей в проекте. Что именно вы хотите узнать от ЦА? Например, понять, что нужно людям, чтобы сделать покупку в интернет-магазине домашних растений. Попробуйте узнать:

  • Стимул. Какое событие или какое обстоятельство может послужить причиной покупки растения.

  • Ситуацию. Различные ситуации, в которых часто оказывается ваша ЦА, например, задержка доставки или поврежденный товар.

  • Знание. Что является общеизвестным при выборе домашнего растения? Например, для комнаты, окна которой выходят на северную сторону, нужно подобрать растение, которое сможет обойтись без яркого солнечного света.

  • Процесс принятия решений. Как покупатели выбирают растение, по каким критериям, какие из них обязательны, а какие второстепенны.

  • Какие действия предпринимает пользователь перед покупкой и в каком порядке.

У кого брать интервью?

Постарайтесь опросить пользователей с различным опытом. Например, в случае с упомянутым выше магазином домашних растений, возьмите интервью у людей с разной покупательской активностью, например:

  • Активные покупатели, которые очень часто покупают растения.

  • Те, кто покупает иногда, время от времени.

  • Кто покупал всего 1-2 раза.

  • Те, кто хотел бы купить, но сомневается.

Если нужно провести исследование e-commerce, опросите пользователей с разной покупательской активностью: одноразовых покупателей, постоянных, коммерческих.

Берите интервью не только у пользователей, но и у заказчиков, если в брифе и ТЗ недостаточно информации. Это поможет выявить их цели, услышать предложения и узнать о пользовательском опыте изнутри.

Как брать интервью?

Перед тем, как проводить исследование пользователей, нужно составить руководство. Определить список вопросов и структурировать их. Начните с общих вопросов, постепенно погружаясь в детали. Избегайте абстрактных вопросов («Что должен делать продукт?», «Каким вы видите интернет-магазин домашних растений?»), формулировок, наводящих на определенный ответ. Просите рассказать истории о своем опыте, это позволит сразу ответить на многие ваши вопросы. Не раскрывайте пользователям свою идею, в противном случае они, возможно, будут искажать свои ответы, чтобы сказать то, что хочет услышать интервьюер. Тогда ответы будут не достоверными.

Анна Липатова
Анна Липатова
UX/UI дизайнер «Веб-Эталон»

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS