Как оценить инвестиционный потенциал компании? 10 главных факторов
Как мы действовали раньше?
Сначала мы изучали финансовую и бухгалтерскую отчетность и, на основании этих документов, делали первичную оценку. Конечно, очень часто данные в этих документах отличались, и задачей финансового контроля было найти несостыковки, а также выяснить настоящие источники появления всех цифр в отчетах. Полный чек-лист оценки компании выглядел так:
-
Прибыль компании по оценке EBITDA (до вычета процентов, налогов, износа и амортизации)
-
Стабильность показателей прибыльности компании (с учетом возможной сезонности)
-
Уровень товарных запасов
-
План роста компании, товарный сегмент и динамика его развития
-
Надежные контракты с поставщиками
-
Адекватный уровень долговой нагрузки
-
Менеджмент и команда
Но, погружаясь вглубь компаний, мы стали раскрывать специфику бизнеса торговли на маркетплейсах и выяснили интересные подробности.
Итак, какие же скрытые угрозы поджидают инвесторов?
1. Многие селлеры искусственно разогревают продажи самовыкупами.То есть они просто накручивают рейтинг за счет выкупа собственного товара. В принципе, этот механизм можно отнести к рекламным затратам, но важно понимать все риски, возникающие при использовании этого метода. Например, самовыкупы могут привести к блокировке личного кабинета продавца на маркетплейсе и полной остановке бизнеса.
2. Продажи дробятся на несколько компаний.Возможна ситуация, когда селлер параллельно выращивает фактически конкурирующий бизнес. Не всегда это просто выяснить через прямую аффилированность.
3. Не все способны работать круглый год.После погружения в «глубины продаж» на маркетплейсах, мы стали обращать большое внимание на сезонность продаж в каждом сегменте и готовность компаний к резким изменениям спроса. Проработанность товарных запасов и правильно организованная ценовая политика могут оказать очень серьезное воздействие на финансовые показатели. Это не только наличие нужного количества запаса товара, но и возможность менеджмента правильно и своевременно организовать работу со всей непростой логистической цепочкой маркетов.
Таким образом, к нашему чек-листу добавилось три фактора, на которые мы теперь обращаем внимание при оценке компании.
Чтобы делать это эффективнее, мы подключили дополнительные инструменты, связанные исключительно с маркетплейсами. Это программы, которые собирают статистику по заказам в разрезе компаний, сезонов и географии (позже расскажу про них подробнее).
Также мы включили постоянный мониторинг новостей с порталов маркетплейсов, чтобы понимать все возможные риски из-за изменений схемы работы площадок.
Ну а теперь перейдем к самому интересному – причины отказов в инвестировании.
1. Конечно, самая очевидная – несостыковка между заявленными и реальными цифрами. Отчасти это объясняется слабой финансовой подготовкой самих селлеров. Очень многие компании уделяют крайне мало внимания полному и правильному учету своих затрат.
2. Второй частой причиной отказа является плохое состояние первичной документации. Это касается как отсутствия многих документов, так и «плохие» договоры с контрагентами – соглашения, в которых заложены серьезные риски для компании.
3. Ну и, конечно, сознательное сокрытие размера долговой нагрузки, особенностей работы с поставщиками, проблем с командой – все это будет для нас однозначными маркерами для отрицательного решения по сделке.
Хотите проверить, готова ли ваша компания к инвестициям? Отправляйте заявку к нам на почту info@gduck.ru.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В этом материале вы разберётесь, как найти брокера для инвестиций, чем они отличаются от обычных посредников, как устроена их работа и в каких случаях они действительно могут ускорить привлечение капитала. Всё по сути — без лишних терминов и ненужных теорий.
«Российский рынок онлайн-образования в сфере искусственного интеллекта растёт уверенными темпами, — сообщает Forbes. — Первое полугодие 2025 года стало рекордным по числу появившихся новых ИИ-школ, объёму продаж и количеству заказов.»
По данным GetCourse за два с половиной года количество ИИ-школ выросло вчетверо: с 9 в конце 2023-го до 36 к середине 2025 года. Эти цифры отражают основные тенденции: популярность обучения и быстрый рост интереса к практическим навыкам работы с искусственным интеллектом среди предпринимателей и специалистов.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана