Импортозамещение аудиторий
Аудитория заблокированных соцсетей Facebook и Instagram уменьшалась, но миллионы россиян по-прежнему пользуются ими с помощью технологии VPN. От блокировки иностранных соцсетей выигрывают российские аналоги — VK, «Одноклассники». TikTok, несмотря на ограничения в работе, аудиторию не потерял, а мессенджер Telegram опередил своего основного конкурента Whatsapp. Такие данные опубликовали Mediascope и «Мегафон».
Исследовательская компания Mediascope по просьбе РБК проанализировала, как менялась ежедневная аудитория самых популярных в России соцсетей с 24 февраля по 15 марта. При подсчете учитывались россияне, которые в течение суток заходили в соцсеть как минимум на минуту или использовали мобильное приложение.
25 февраля Роскомнадзор (РКН) со ссылкой на решение Генпрокуратуры замедлил трафик Facebook, а 4 марта полностью заблокировал ее в России. 1 марта ведомство замедлило Twitter, а с 4 марта полностью заблокировало соцсеть. 11 марта РКН сообщил о намерении заблокировать Instagram 14 марта, с этого дня соцсеть недоступна в России.
24 февраля аудитория соцсети превышала 9,6 млн человек старше 12 лет. 5 марта, на второй день после блокировки, она составила уже 9 млн. 10–15 марта она колебалась на уровне 5,5–6,9 млн человек в зависимости от дня. За десять дней блокировки число пользователей Facebook снизилось на 40%.
Пик числа ежедневных пользователей был отмечен 14 марта, в первый день блокировки. В этот день соцсетью воспользовались 40,9 млн россиян. На следующий день число пользователей Instagram уже снизилось на 16%, до 34,2 млн россиян.
Telegram
После того, как 11 марта Роскомнадзор объявил о блокировке Instagram, количество ежедневных пользователей Telegram резко выросло. 10 марта этот показатель был на уровне 35,7 млн, на следующий день — 40,9 млн. 14 марта, в день блокировки Instagram, уже 47,3 млн человек (данные Mediascope). Таким образом, за 5 дней аудитория Telegram выросла на 32,5%.
Исследование «Мегафона» показало, что за первые две недели марта Telegram впервые стал более популярным среди россиян, чем WhatsApp. Доля Telegram в общем объеме трафика в мессенджерах увеличилась с 48% до 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяц, заключили аналитики «Мегафона». Таким образом, Telegram стал самым популярным мессенджером в стране.
Популярность сервиса выросла на фоне ограничений доступа к другим мессенджерам и социальным сетям, говорится в исследовании. Как отмечает компания, Telegram стал одним из ключевых источников информации.
По данным Telegram Analytics, количество новых подписок на Telegram-каналы превысило 40 млн после сообщения о блокировке Instagram.
WhatsApp и Viber
Доля WhatsApp сократилась с 48% до 32% — мессенджер занимает второе место по объему трафика, доля Viber снизилась с 5% до 4% (данные «Мегафона»).
«ВКонтакте»
Ежедневная аудитория VK также увеличилась: 24 февраля ей пользовались 46,5 млн россиян, 15 марта — 50,3 млн (рост составил 8,7%), согласно исследованию Mediascope. Это подтверждают данные и самой соцсети, которая добавляет, что количество регистраций увеличилось более чем в 4 раза.
TikTok
6 марта администрация TikTok объявила о приостановлении прямых трансляций и загрузки нового контента в России. 8 марта произошел всплеск ежедневной аудитории до 41 млн человек, но затем она вернулась к привычным показателям — 33 млн пользователей в день, говорится в исследовании Mediascope.
«Одноклассники»
Согласно данным Mediascope, ежедневная аудитория соцсети с 24 февраля по 15 марта выросла с 19,8 млн до 20,9 млн человек.
Ранее сама соцсеть сообщала о резком притоке аудитории. По ее данным, с начала марта рост регистраций пользователей в ОК превысил 66%. Рост восстановлений старых аккаунтов составил 36% по сравнению с предыдущей неделей, а рост числа пользователей, которые стали более активно вести соцсеть, составил более 40%.
VPN как способ обхода блокировок
Несмотря на блокировку соцсетей, аудитория Facebook и Instagram исчисляется миллионами людей, которые заходят в них каждый день. Это связано с установкой сервисов VPN (virtual private network, виртуальная частная сеть), позволяющих обходить блокировки.
В начале марта VPN-сервисы стали самыми скачиваемыми приложениями в России и остаются на лидерских позициях до сих пор. По данным аналитической компании Data.ai (ранее App Annie), 5 из 10 самых скачиваемых приложений в Google Play на данный момент — это VPN-сервисы. В App Store в топ-10 приложений входит шесть VPN-сервисов.
На популярность VPN также указывает и появление новых услуг — на сервисах бесплатных объявлений «Авито» и «Юла» начали распространяться предложения по установке VPN-сервисов и продаже подписки на них, как выяснил РБК.
Материал по теме: «Российские соцсети перевернули „странички“» (о том, как российские сервисы и соцсети растут на фоне блокировок зарубежных ресурсов).
Лучшее в блогах
Вам понравится
Привет, это Таня Канонерова, директор по маркетингу новой соцсети «Сетка». Мы являемся платформой, где специалисты из ИТ, цифровых и креативных индустрий могут войти в профессиональное сообщество и найти единомышленников. В статье рассказываю, как функция «сетки» помогает в поиске друга.
Минцифры и Роскомнадзор повесили на своих сайтах для общественного обсуждения проекты нескольких документов, определяющих порядок регистрации в РКН владельцев персональных страниц с аудиторией более чем 10 тыс. пользователей, а также требования к соцсетям по маркировке таких страниц. ADPASS подготовил на их основе памятку для блогеров.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы