Фотораспознавание в современном мерчандайзинге. Круглый стол агентств
За последние годы в арсенале мерчандайзеров появилось множество удобных инструментов, которые способны упростить рутинные процессы. Одним из таких инструментов стало фотораспознавание. Игрокам рынка давно известно, что фотораспознавание может значительно сэкономить время и финансовые затраты на ритейл-аудит. С развитием технологий этот инструмент с каждым годом демонстрирует все более четкую и стабильную работу. Мы попросили поделиться своим опытом работы с фотораспознаванием профессионалов рынка.
DIY Service
При выборе компании обращайте внимание на следующие моменты: точность алгоритмов, легкость интеграции с вашими системами, удобство интерфейса, мощность аналитики и поддержку. Приложение должно быть простым, работать на мобильных устройствах и предлагать реальные решения, окупающиеся быстро. И, конечно, проверьте репутацию компании через отзывы — это всегда показатель качества. Главное, помните, что если вам обещают точность 95–100% — скорее, это будет неправдой. Так как всегда в начале нейросеть должна обучиться, а на это нужно время. Поэтому средний реальный % точности вам должны озвучить от 80–85%. А далее, когда нейросеть изучит всю вашу продукцию, вы приблизитесь к показателю 90–95%. И все же 5% останутся на ошибки, так как, например, наклейку с промо на упаковке или ребрендинг — сеть не распознает и придется ее до обучить.
3. С какими трудностями могут столкнуться агентства при обучении работе с фотораспознаванием сотрудников?
DIY Service
Нейросеть — это не человек. Поэтому сразу необходимо понимать, что могут возникнуть сложности с распознаванием из-за следующих ситуаций:
Фото сделано не качественно или не с того ракурса.
Упаковки у разных sku даже в рамках одного бренда — очень похожи.
Упаковка искривлена, есть залом.
Произошли любые изменения, связанные с дизайном и промо: наклейка на упаковке, ребрендинг, появилась новинка.
Засвечены ценники, другой свет, блики, прикрыты ценники или они отсутствуют в принципе.
В связи с этим, необходимо подготовить четкие инструкции для полевого персонала по работе с подобным функционалом.
Наталья Колганова. Ваш персонал
В целом процесс обучения системы занимает достаточно много времени и требует ресурсов (ориентировочно 3–4 месяца и более в зависимости от категории). В реализации технологии необходимо учесть требования к оборудованию и его мощности, а также техническое сопровождение системы. При старте проекта нужно учитывать период на обучение и ротацию полевого персонала. Как следствие на этапе старта показатель некачественных фото скорее всего будет достаточно высоким.
Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма
Процесс обучения в полях требует достаточно много времени мерчандайзеров. Также необходим дополнительный контроль со стороны руководства. Часто сотрудники боятся, что в процессе знакомства с новыми инструментами могут возникнуть трудности, они с чем-то не разберутся и из-за этого их могут уволить. Также многие переживают из-за мыслей, что изменят нормативы визита (продолжительность визита, фокус-задачи и тому подобное). Необходимо мотивировать сотрудников и создать комфортные условия для их обучения.
4. Может ли в современных условиях мерчандайзинговое агентство позволить себе не использовать фотораспознавание?
Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма
Страны СНГ в 93–98% (весь объем мерчандайзинга) не используют данную услугу, видя пока в ней только дополнительные расходы и сложностью настройки процесса.
В России, Беларуси, учитывая изменения в работе мерчандайзинговых агентств, требований ритейла и роста зарплат полевых сотрудников, на наш взгляд, в году услуга фотораспознавания один из необходимых инструментов для успешного развития продаж, своевременного реагирования на действия ритейла, конкурентов.
Наталья Колганова. Ваш персонал
Это зависит от потребности портфеля действующих клиентов и плана по развитию на будущий период.
Реализация данного направления безусловно является конкурентным преимуществом на рынке. Запросов на внедрение данного направления все больше, определенно нужно смотреть в сторону развития новых it-решений в сфере мерчандайзинга, в частности фотораспознавания.
DIY Service
Если речь идет о небольшом кол-ве SKU, то смысла в фотораспознавании нет, так как мерчандайзер вполне успеет в свой визит проработать полку и заполнить отчет. А если мы говорим о большом кол-ве SKU (например, от 50), разным товарным группам, то без системы распознавания обойтись будет крайне сложно. Так как мерчандайзер будет вынужден длительно находиться в ТТ, что безусловно повысит стоимость его услуг. В данном случае лучше потратить бюджет на данную систему, которая станет помощником на постоянной основе. Так же и самих сотрудников наличие фотораспознавания может привлечь, так как работу с большим массивом отчетности «полевые сотрудники» не всегда могут провести качественно.
Сегодня лидеры рынка, крупные поставщики самостоятельно берут в аренду или разрабатывают под себя такие системы. И агентству не всегда нужно иметь свой договор с один из подрядчиков, но важно, чтобы агентство умело работать с такими системами и обучать работе с ними своих мерчандайзеров. Нужно идти в ногу со временем и разбираться во всех тенденциях, это позволит быть конкурентно способными и востребованными в нашем бизнесе.