С 2020 года российский рынок линейного персонала сокращается из-за оттока трудовых мигрантов и военной операции. Компании, нанимающие большое количество низкоквалифицированной рабочей силы, вынуждены искать новые инструменты привлечения кандидатов на массовые вакансии. Кадровая реклама — это инструмент НR-маркетинга, к которому обращается все больше рекламодателей.
Рассказываем о том, чем кадровая реклама отличается от рекламы товаров или услуг, какие каналы и инструменты работают в разных регионах, а также как оптимизировать затраты на кадровую рекламу для выполнения целей по закрытию массовых вакансий.
Дизайн, генерирующий прибыль: обзор креативных индустрий
Современный дизайн используется отдельными компаниями, городами и странами в качестве стратегии по конкурентной борьбе за рынки, инновации и лидерство на международной арене. По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Forrester размер мировой индустрии дизайна составляет 162 миллиарда долларов (март 2021 года).
Главный тренд индустрии последних 10–15 лет заключается в нарастающей роли дизайна на всех уровнях и бизнес-процессах: в работе предпринимателей и корпораций, органов государственного управления, общественных организаций. Присутствие дизайна в деятельности компаний в том или ином виде повышает ценность продуктов и увеличивает прибыль. Инвестиции в дизайн приносят и компаниям, и государству значительный доход. Так, в 2016 году экономика дизайна произвела в Великобритании 85,2 млрд фунтов стерлингов валовой добавленной стоимости (ВДС). Это эквивалентно 7% ВДС Великобритании и эквивалентно размеру секторов строительства, транспорта.
По расчётам агентства InnovateUK (2015):
Каждый фунт, инвестированный в дизайн, может приносить компании 20 фунтов дохода
Доклад The Value of Design FactWnder британского Совета по дизайну содержит следующие заключения:
-
Каждые 100 фунтов стерлингов, потраченные на разработку дизайна, увеличивают оборот на 225 фунтов стерлингов.
-
В компаниях, где дизайн является неотъемлемой частью деятельности, более трёх четвертей утверждают, что благодаря дизайну они повысили свою конкурентоспособность и оборот.
-
Акции компаний, ориентированных на дизайн, превосходят ключевые фондовые индексы на 200%.
-
В среднем, компании, ориентированные на дизайн, увеличивают свою долю рынка на 6,3% за счёт его внедрения.
В Германии креативные индустрии создают 9% валовой добавленной стоимости. Экономическая целесообразность вложения в дизайн подтверждается и экспертами McKinsey, которые отслеживали дизайн-практики 300 публичных компаний за пятилетний период (с 2013 по 2018 годы) в разных странах и отраслях.
Компании, использующие преимущества дизайна, получают на 32% больше доходов и на 56% больше дивидендов для акционеров
Это означает, что дизайн можно рассматривать не только как визуальную эстетику, но и как стратегический ресурс роста бизнеса.
По мнению экспертов, креативные индустрии составляют значимую долю ВВП России, доходящую до 8,5% ВВП в 2024 году и 10% ВВП в 2035. По словам Валентина Смолякова, первого вице-президента АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России), на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику, можно говорить о том, что каждый рубль, вложенный в рекламу, генерирует от 8 до 16 рублей в экономике России (в США — 16 долларов, в ЕС — 8 евро).
В РФ в креативных индустриях работает около 748 000 организаций, вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране. В 2019 г., несмотря на замедление роста экономики с 2,8 до 2%, креативные индустрии продолжали развиваться опережающими темпами и занятость в них продолжала расти.
Союзом дизайнеров России разработана сегментация рынка дизайна, выделяющая восемь крупных сегментов:
-
Коммуникационный дизайн.
-
Интерьерный дизайн.
-
Промышленный дизайн.
-
Средовой дизайн.
-
Текстильный дизайн.
-
Fashion дизайн.
-
Сервис дизайн.
-
Концепт дизайн.
Коммуникационный дизайн — область дизайна, основная задача которой — передача контента любого характера с помощью визуальных графических средств.
Коммуникационный дизайн, в свою очередь, составляют следующие направления:
-
графический дизайн (визуальный дизайн);
-
брендинг и айдентика;
-
дизайн упаковки;
-
дизайн многостраничных изданий;
-
рекламный дизайн;
-
иллюстрирование и инфографика;
-
шрифтовой дизайн;
-
анимационный дизайн;
-
телевизионный дизайн;
-
digital дизайн;
-
UI/UX дизайн.
Хороший коммуникационный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете, на улицах, в помещениях и бумажных СМИ (газеты, журналы). Хороший коммуникационный дизайн — это то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознает.
Совокупный объем выручки компаний России, ведущих деятельность в сфере коммуникационного дизайна, в 2020 году оценивается в объёме 75,5 млрд рублей. Доля выручки коммуникационного дизайна в общей выручке дизайн-индустрии оценивается в 59%.
Среднегодовой темп прироста выручки коммуникационного дизайна с 2017 года
Промышленный дизайн — это отрасль дизайна, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида, а задачей — сделать производимый продукт удобнее. Он охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного, водного и воздушного транспорта, в т. ч. автомобилей, самолётов, поездов, разнообразного инвентаря.
Текстильный дизайн — область дизайна, направленная на создание структуры материалов и разработку узоров, рисунков, принтов для тканей, используемых в интерьерах и модной индустрии.
Fashion дизайн — создание одежды с учётом комплекса аксессуаров. Основное отличие дизайнера моды (fashion) от дизайнера одежды — широта круга обязанностей. Модные дизайнеры координируют создание всей коллекции бренда, включая сопутствующие товары и аксессуары, при этом всегда работают в команде. Дизайнеры одежды отвечают только за наряды и имеют достаточно независимое положение в компании.
Интерьерный дизайн (дизайн интерьера) — сектор дизайна, обеспечивающий создание интерьеров помещений, сочетающих удобное и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Он разрабатывается как для жилых помещений, так и для рабочего пространства (офисов, магазинов, складов, банкетных залов и т.д.).
Средовой дизайн — организует пространство обитания человека будь то город, двор, улица, парк или дом.
Концептуальный дизайн — разработка принципиальной идеи, проработка стратегий и подходов, используемых для проектирования, а также аналитика в области дизайна.
Сервис дизайн — это построение сервиса, ориентированного на потребности клиента. Сервис-дизайн делает опыт видимым — выявляет его и наглядно показывает в виде схем, инфографики и т.п.
Из статистики видно, что больше половины организаций, работающих на рынке дизайна, осуществляют свою деятельность в секторе коммуникационного дизайна. Потребителями дизайн-услуг, как правило, являются представители бизнеса. Практически, каждая отрасль экономики в той или иной степени пользуется дизайн-услугами.
Опираясь на статистические данные, можно сделать следующие выводы:
-
Креативные индустрии занимают весомую долю ВВП стран мира, сопоставимую со строительной, транспортной и другими отраслями.
-
Креативные индустрии растут и развиваются опережающими темпами.
-
Креативные индустрии являются триггером развития других отраслей и генератором выручки в других отраслях экономики.
-
Соответственно, верно и обратное, при снижении объёмов креативных индустрий будут снижаться объёмы выручки других отраслей.
-
Занятость в креативных индустриях росла даже при снижении ВВП.
-
Креативные индустрии в России находятся в стадии активного роста с большим потенциалом (потенциал роста может составлять более 100% до 2024 года).
-
Больше половины организаций креативных индустрий работают в секторе коммуникационного дизайна и генерируют около 60% выручки всех креативных индустрий.
При подготовке обзора использованы материалы исследования АКИ «Комплексное исследование рынка дизайна» (январь 2022), исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2021), консалтинговых компаний Forrester (2021) и McKinsey (2018), доклада британского Совета по дизайну The Value of Design FactWnder (2007)
Лучшее в блогах
Вам понравится
Год назад в закон «О рекламе» были внесены изменения, согласно которым почти весь рекламный контент в интернете должен быть промаркирован. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой серьезные штрафы. Не все предприниматели до конца понимают, как работает эта система и как избежать внимания Роскомнадзора. Давайте разберемся в этом вопросе вместе.