День устойчивой упаковки 2024: устойчивая упаковка повышает эффективность бизнес-процессов и экономически эффективна
19 июня в Москве прошел «День устойчивой упаковки 2024» в рамках деловой программы 28-й Международной выставки упаковочной индустрии RosUpack. Спикеры поделились актуальными кейсами и новостями отрасли, а также обсудили изменения покупательских трендов. Среди участников X5 Group, «Яндекс», GFK Rus, «Собиратор», «РусПРО», ГК Kinglet и другие.
Программа
мероприятия состояла из трех блоков:
изменения в законодательстве, связанном с расширенной ответственности производителей (РОП);
кейсы компаний в области устойчивых упаковочных решений и аналитика восприятия потребителем экологичной упаковки;
тренды индустрии утилизации.
Соорганизаторами события выступили некоммерческое партнерство производителей и торговых сетей ECR, Группа ЭкоЛайн и Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс».
Первая часть
программы была посвящена практикам и нововведениям РОП как на отечественном,
так и зарубежных рынках. Эксперты рассмотрели, с чем сталкиваются переработчики
и производители в рамках нового законодательства Европейского Союза по упаковке
и нововведений в РОП в России, действующих с января 2024. Кроме того,
представители компаний обсудили вызовы, тренды и перспективы отрасли.
В рамках второго блока «Дня устойчивой упаковки», спикеры поделились
исследованиями и анализом потребительского поведения и влияния устойчивой
упаковки на выбор покупателя.
Мнение потребителей поляризуется по сравнению с 2022 годом. Согласно опросу компании, вопросы экологии стали более значимыми для 22% респондентов, в то время как два года назад показатель составлял 18%. Одновременно, вырос процент потребителей (15%), считающих вопросы экологии менее важными (в 2022 г. — 11%).
Елена Кузнецова
Руководитель департамента современных решений в исследованиях покупателя GfK
Кроме того, 40% в 2024 году россиян заявляют готовность доплачивать за перерабатываемую упаковку. Два
года назад аналогичный ответ на данный вопрос давали 45% опрошенных.
Отдельное внимание
эксперты уделили новостям и кейсам в области устойчивой упаковки. Так, Дарья Свириденко, руководитель ECR Sustainability,
рассказала об обновлении Добровольного стандарта устойчивой упаковки при содействии некоммерческой организации «Собиратор». Стандарт
помогает бизнесу сориентироваться в многообразии упаковочных решений, выстроить свою стратегию по переходу на более экологичные решения и системно подойти к вопросу
управления процессом создания упаковки в компании.
В продолжении сессии
были представлены наглядные примеры того, как принципы, сформулированные в стандарте, реализуются на практике.
Так,
например, X5 Group в 2023 г. достиг цели по переводу
товаров СТМ в упаковку, соответствующей критериям устойчивости. Со слов Марии Подкопаевой, директора по устойчивому
развитию X5 Group, в ближайшие годы компания планирует довести
количество товаров в такой упаковке до 60% от всей полки СТМ.
Яндекс.Лавка отправила 16 тонн или более 3 млн пакетов на переработку, через реализацию
системы их сбора у пользователей сервиса. Еще
одним примером сбора и утилизации мягкого
пластика стал кейс от ГК Kinglet. Компания
смогла наладить сбор и переработку пленки в одной из торговых сетей в Беларуси
с последующим производством из нее толстых пакетов, состоящих на 99% из вторичного сырья. Самое интересное, что данные пакеты впоследствии
реализовывались той же сетью.
Согласно опросу пользователей наших сервисов в мае 2024 года, более 50% респондентов посчитали важным, чтобы сервисы доставки были экологичными, а 46% ждали инициативы по возврату упаковки для переработки. Еще 34% россиян предпочитают сделать заказ в сервисе, который заботится об окружающей среде.
Надежда Васякина
Экоконсультант Яндекс, направление Ecom
В завершении «Дня устойчивой упаковки» спикеры обсудили современные тенденции в сфере утилизации полимерной упаковки. Они затронули темы развития технологий
переработки и инфраструктуры, изменения в рамках Расширенной ответственности
производителей и их воздействие на дальнейшее развитие отрасли. В дискуссии
приняли участие все стороны процесса — от производителя до переработчика. В результате обсуждения, стороны пришли к трем универсальным решениям проблем,
связанных с неперерабатываемой пластиковой упаковкой. Эксперты отмечают
необходимость стандартизации состава и перехода на мономатериалы, а также
повышение ответственности покупателя в розничных сетях путем информирования и предоставления им возможности выбора тары или упаковки для своих покупок.