Google ставит на рекламу антиблокировщик. Компания заключила соглашение со стартапом Ad-Shield, инструменты которого позволяют «пробивать» блокировку и показывать рекламу вне зависимости от защиты от нее. Google и Ad-Shield обещают, что новинка позволит издателям вернуть от 14% до 21% рекламной выручки, которая теряется из-за блокировщиков.
Даркнет в поиске
Google оказался в шаге от крупного скандала. Поисковая система почти полгода крутила псевдорекламу компании 1111 LLC, призывая людей от 65 лет оставлять заявки на выплаты от государства. Денег не получил никто. Правда, и заявлений в полицию о мошенничестве тоже пока не поступало. Google на этой рекламе заработал больше $2 млн, показав объявления более 100 млн раз. Что могли получить мошенники — посчитал ADPASS.
Как сообщает HuffPost, обмануть пользователей оказалось нетрудно. Серия рекламных роликов на YouTube предлагала заполнить простую анкету, чтобы получить от государства выплату в размере $1728. Кликнув по ссылке, пользователи попадали на сайт, стилизованный под страницы официальных ведомств. 1111 LLC таргетировала свою рекламу на людей старше 65 лет. Многие из них ввели свои личные данные в надежде получить несуществующие деньги.
Ролики были сфабрикованы довольно убедительно. Например, в одну из реклам вставили кадр с президентом США Байденом, который якобы подписывает соответствующий указ. В других мелькали заголовки от имени CNBC — одного из крупнейших американских новостных каналов. За 5 месяцев общее количество просмотров составило более 100 млн. По оценкам экспертов, только эта кампания принесла Google более $2,2 млн.
Куда смотрят модераторы
Существует несколько способов обхода модерации Google, используемых мошенниками. Первый вариант — замена информации на сайте и в рекламе уже после прохождения проверки. Второй — клоакинг-сервисы, которые показывают живым пользователям и роботам разную информацию.
Хотя поисковые системы борются с подобными схемами, полностью искоренить их еще не удалось. Интересно другое — при обнаружении необычной активности любая реклама должна попадать на ручную проверку. Триггером может стать что угодно: резкое увеличение бюджетов, изменение целевого сайта или ссылки.
Однако, судя по графику расходов 1111 LLC на рекламу в Google, демонстрация рекламы общей стоимостью более $2,2 млн осталась для модераторов незамеченной.
Суммы, которые 1111 LLC вливали в рекламу, превосходят затраты многих американских политических организаций, в частности комитета Save America, который принадлежит Дональду Трампу. По данным FWIW, на свою кампанию бывший президент США с марта по декабрь 2021 года потратил около $1,4 млн.
Google в доле?
Некоторые эксперты намекают, что корпорация может умышленно пропускать такие объявления, руководствуясь принципом «деньги не пахнут». Другие сомневаются в адекватности существующей процедуры модерации.
Соучредитель некоммерческой организации Accountable Tech Джесси Лерих добавляет, что подобные новости заставляют задуматься, что существующими «лазейками» могут воспользоваться не только арбитражники, но и политические силы.
Поразительно, что на такой платформе, как Google, которая позиционирует себя как полностью прозрачный сервис, можно появиться из ниоткуда и запустить откровенно мошенническую рекламу на миллионы долларов, не привлекая внимание. Если что-то настолько наглое может остаться незамеченным, что мешает кому-то целенаправленно продвигать дезинформацию во время выборов?
В 2021 году группа Money Mail провела эксперимент, запустив рекламу поддельного инвестиционного сервиса best2invest. Менее чем за неделю Google показал объявление 3539 раз, а 74 пользователя даже перешли на фиктивный сайт.
В России подобные схемы тоже процветают. В 2019 году «Ъ» обнаружил целую серию поддельных объявлений от имени Сбербанка, Тинькофф-банка, Райффайзенбанка, предлагающих пользователям пройти опросы.
Черный рынок персональных данных растет
В рамках программы борьбы с мошенничеством, в июле 2020 года Google ввел обязательную 21-дневную проверку для сайтов, рекламирующих финансовые продукты. Но эти правила не затрагивают проекты наподобие тех, которые были созданы 1111 LLC.
Технически пользователей не просят вкладывать какие-либо средства, даже наоборот. Однако после заполнения анкеты мошенники получают гораздо более ценный ресурс — персональные данные людей, которые затем можно продать заинтересованным сторонам или использовать в личных целях.
Продажа баз данных чаще всего осуществляется через даркнет — «теневые» веб-сайты, на которые невозможно попасть из обычного поиска.
6,3%
рынка даркнета приходится на фишинговые проекты, крадущие данные пользователей
Источник: Equifax
$9
за столько в среднем продают украденные номера банковских карт
Источник: Positive Technologies
$2
стоимость отсканированной копии чужого паспорта в даркнете
Источник: Positive Technologies
4000
атак программ-вымогателей происходят каждый день
Источник: SOS Intelligence
Дальше простая математика. Если предположить, что по рекламе 1111 LLC кликнул хотя бы каждый сотый пользователь, получаем 1 млн человек, которые передали аферистам номера своих кредитных карт. Только эти данные на черном рынке можно продать за $9 млн. Другая информация — паспортные данные, номера телефонов и адреса электронной почты — может увеличить эту сумму еще в 1,5-2 раза.
Лучшее в блогах
Вам понравится
За всю жизнь пользователи успевают сильно наследить в социальных сетях и мессенджерах, оставив в многочисленных аккаунтах свои фото, переписки, видео и еще много чего. Чтобы материальные ценности попали в надежные руки после смерти, составляется завещание. Цифровые активы давно представляют ценность, для некоторых пользователей аккаунты — это доходный бизнес. В преддверии Хэллоуина, который в московских клубах начинают отмечать уже на этих выходных, делимся советами, как правильно передать свои аккаунты, логины и пароли, чтобы они не попали к злоумышленникам.
Google, который годами доминировал в поисковой рекламе и благодаря ей вошел в число крупнейших корпораций бигтеха, начинает терять позиции. Согласно новому прогнозу, в следующем году доля компании на этом рынке в США впервые за долгие годы составит менее половины. Поисковику, зарабатывающему на контекстных объявлениях почти 60% выручки, бросают вызов новые конкуренты, вооруженные инновациями в сфере искусственного интеллекта и рекомендательных алгоритмов, привлекающих сотни миллионов пользователей. Не менее серьезными потерями грозит признание Google монополистом в США.
Министерство юстиции США опубликовало ряд рекомендаций федеральному судье, который должен вынести вердикт о санкциях против компании по проигранному делу о монополизме на рынке поиска. Среди них: продажа части продуктов и направлений бизнеса Google, требование делиться данными о пользователях с конкурентами и ограничения по обучению моделей искусственного интеллекта и включению контента сайтов в ИИ-поиск.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы