ADPASS рекомендует материал к прочтению
12.12.2023, 10:16

Шеринг: что такое экономика совместного использования

Сегодня появляется все больше бизнес-моделей, позволяющих не только зарабатывать, но и значительно экономить на пользовании повседневными вещами, сервисами и, даже, недвижимостью. В данной статье речь пойдет о шеринге (sharing economy) — достаточно новом для России, но уже популярном и распространенном явлении. Мы расскажем на примерах, какие виды совместного использования существуют, а также рассмотрим его преимущества и недостатки в бизнесе.
sharing economy - фото

Что такое шеринг

Термин ше́ринг означает совместное потребление (англ. collaborative consumption, также ше́ринг — англ. sharing) и используется для описания экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и/или услуг (бартере или аренде) вместо владения.

Основная идея шеринга заключается в том, что одним и тем же ресурсом могут пользоваться несколько компаний или обычных пользователей, а нагрузку на его содержание они делят между собой. В большинстве случаев это приводит к более эффективному его использованию и уменьшению издержек (затрат).

Примеры совместного использования в бизнесе

В качестве примеров практики совместного использования можно привести следующие ситуации:

  • Аренда легкового транспортного средства (каршеринг): одна из распространенных практик, когда автомобилем за относительно небольшую плату и в течение определенного времени пользуются разные люди;

  • Предоставление высокотехнологичного оборудования или спецтехники в аренду: в этом случае владелец может окупить стоимость (например, станка) за счет взимания арендной платы, а арендатор сэкономить и не делать больших финансовых затрат на обслуживание и ремонт агрегата, который использует не часто;

  • Совместное приобретение оборудования: например, в бизнес-центре несколько мелких арендаторов могут «скинуться» на приобретение МФУ (принтера) или заказывать офисную бумагу по выгодной оптовой стоимости у одного поставщика.

шеринг - фото

Виды шеринга

Теперь рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды шеринга.

Бьюти-коворкинг

Бьюти-коворкинг связан с использованием общих рабочих пространств для предпринимателей и профессионалов в индустрии красоты и здоровья. Например, парикмахеры, визажисты, мастера маникюра и другие вместе арендуют салон.

Офис-шеринг

Офис-шеринг — это концепция, когда несколько компаний или фрилансеров совместно используют общее пространство офиса. В этом случае люди делят между собой рабочие места, столовые, переговорные комнаты, уголки для отдыха, а также бытовую и офисную технику, если таковая изначально имелась в помещении.

Офис-шеринг может быть организован различными способами — от совместной аренды несколькими компаниями до использования специализированных коворкинговых пространств, где целые организации и/или отдельные фрилансеры снимают рабочие места на определенный период времени.

Такой пример коллективного потребления помогает уменьшить арендные затраты, а также создает возможности для более тесного взаимодействия между различными организациями и людьми, способствуя обмену идеями, опытом и созданию новых бизнес-связей.

Каршеринг

В транспортной сфере шеринг — это совместное использование автомобилей легкового типа на условиях аренды (обычно по часам). Человек регистрируется в приложении и через него арендует авто на определенное время. Это очень удобно, поскольку нет необходимости платить за обслуживание и ремонт машины.

Сегодня, компании Zipcar, Car2Go или BlaBlaCar, предоставляют данного типа услуги, делая использование автомобиля более удобным и экономичным.

Велошеринг и кикшеринг

Шеринг велосипедов (велошеринг) или электросамокатов (кикшеринг) стал особенно востребован в молодежной среде в пределах городского пространства. Преодолевать большие расстояния и не думать, где хранить средство передвижения — вот главное преимущество популярности такого вида совместного использования. Ко всему прочему это удобно и для путешественников, когда знакомство с достопримечательностями новых мест становится более комфортным и быстрым.

шеринг в экономике - фото

Фудшеринг

Сфера питания и торговля предоставляет услуги фудшеринга совместно с супермаркетами или бизнес центрами. Совместное использование обеденных залов, помещений кухни, пунктов выдачи продуктов несколькими владельцами фудкортов — очень выгодно для бизнеса. Кроме того, здесь же присутствует и готовая ЦА в виде покупателей супермаркета, желающих подкрепиться после шопинга.

Флет-шеринг и коливинг

Флет-шеринг и коливинг — это концепция совместного проживания или совместной аренды жилья, где люди делятся общим пространством. Платформы, такие как «Суточно.Ру», «Жили-были», «Авито», предлагают людям сдавать свои дома или квартиры в аренду на короткий срок. Это помогает путешественникам находить доступное по стоимости жилье, а владельцам недвижимости — зарабатывать на своих свободных помещениях.

Стройшеринг

Компании, предоставляющие услуги по аренде техники и оборудования, позволяют бизнесам использовать такие ресурсы без необходимости их покупки за полную стоимость. Это особенно актуально в сфере строительства и производства. Например, бетономешалку или перфоратор удобнее взять в аренду, нежели покупать.

Роудшеринг

Роудшеринг (от английского «road sharing») — это форма совместного использования транспорта (не путать с каршерингом), в которой водители делятся своими автомобилями с пассажирами, следующими в том же направлении. Этот вид экономики коллективного потребления обычно реализуется через специализированные онлайн-платформы или мобильные приложения.

экономика совместного использования - фото

Преимущества экономики совместного использования

Экономика совместного использования имеет следующие плюсы, как для тех, кто предоставляет данные услуги, так и для тех, кто ими пользуется:

  • экономия на покупке товаров и/или услуг, поскольку человек платит только за время использования ресурса;

  • формирование взаимовыгодных социальных связей и сообществ;

  • возможность доступа к необходимым товарам и/или услугам в любое время и в любом месте;

  • продвижение и развитие малого и среднего бизнеса, предоставляющего шеринговые услуги.

Риски шеринга

Несмотря на то, что шеринг-экономика может быть полезным и удобным решением для многих людей, у данной модели есть несколько минусов:

  • риск получения некачественных или поврежденных товаров (для пользователей);

  • возможность кражи, порчи или потери имущества (для владельцев);

  • затраты на обслуживание и ремонт ресурсов, так как ими пользуется большое количество людей;

  • сложность и высокая стоимость создания и управления шеринговыми платформами;

  • недоверие некоторых участников рынка к идее совместного использования товаров и услуг, что ведет к потере потенциальных клиентов.

Резюме

Sharing-модель не только помогает сделать жизнь удобнее, но и предоставляет возможности для организации стартапа и развития бизнеса.

Главное — это адекватно определить нужное направление, а также учесть возможные риски.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?