Что такое холдинг
Содержание
Практически все крупные предприятия состоят в различных холдингах. К примеру, МТС, Ozon, «МЕДСИ», «Биннофарм» в АФК «Система», LiveJournal, «Рамблер», Lenta.ru, «Газета.Ru» в «Рамблер Медиа Групп» и так далее.
В этой статье подробнее разберем, что такое холдинг, какие его виды существуют, а также рассмотрим плюсы и минусы такой организационной структуры.
Холдинг простыми словами
Холдинг — это несколько компаний, работающих в команде и объединивших собственные ресурсы и возможности для повышения конкурентоспособности и захвата рынков. При этом одной организации не нужно самостоятельно развивать все направления (например, производство и ритейл), что также упрощает управление и контроль.
К основным характеристикам, определяющим холдинговую компанию, следует отнести:
-
Централизация — головная организация владеет контрольными пакетами акций, уставного капитала и/или привилегированными акциями, которые позволяют напрямую влиять на управленческие решения. Руководство головной компании определяет, кого назначить на должности топ-менеджмента, во что инвестировать, какие направления развивать, а какие закрыть.
-
Многоуровневость — структура холдинга, как правило, похожа на пирамиду. К примеру, наверху находится головная организация, занимающаяся менеджментом, ниже стоят производители товаров, а за ними «внучатые» сетевые ритейлеры.
-
Ограничение ответственности — если у дочернего предприятия начнутся проблемы, и оно приблизится к банкротству, то материнская компания разделяет риски только в тех случаях, когда убыточность связана с решениями головного руководства. В ином случае материнская компания не банкротиться.
-
Разнообразные системы налогооблажения — хотя фактически члены холдинга не самостоятельны и напрямую связаны с головным офисом, они сами выбирают оптимальную систему налогооблажения, что позволяет оптимизировать налоговую нагрузку на холдинг в целом.
Примеры холдингов
Большинство крупных игроков на рынке создают холдинги для оптимизации управленческой иерархии и оптимизации расходов. В качестве примеров можно привести следующие:
-
АФК «Система» — конгломерат компаний из сфер телекоммуникаций, ИТ, недвижимости и различных видов производств.
-
«Газпром» — холдинг, занимающийся добычей, обработкой и дистрибуцией энергоресурсов для частных и корпоративных клиентов.
-
«Ростех» — технологическая корпорация, состоящая из разных компаний, разрабатывающих решения для космической, оборонной отраслей, авиации и так далее.
-
«Северсталь» — холдинг, ориентированный на сталелитейную и горнодобывающую отрасли.
-
«Тинькофф» — частная группа компаний, специализирующаяся на различных финансовых услугах и банковском деле.
Виды холдинговых компаний
Холдинг — это общее наименование организационной структуры, разделяемой на несколько видов по разным критериям. Основным типологическим фактором при этом является метод контроля по которому определяют:
-
Формальный — «мать» владеет более чем 50% акций и имеет полный контроль над всеми аспектами дочернего предприятия.
-
Неформальный — владение не превышает 50%, но материнская организация оказывает влияние на топ-менеджмент «дочери».
Также холдинги разделяют по функциям головной компании:
-
Финансовый — «мать» занимается стратегическими инвестициями и напрямую не управляет другими предприятиями.
-
Промышленный — головная организация имеет полный контроль над дочерними и предоставляет какие-то общие услуги для них.
По производственным отношениям экономисты определяют 2 вида холдингов:
-
Горизонтальный — дочерние предприятия производят аналогичную или смежную продукцию (этапы производства не связаны).
-
Вертикальный — «дочери» связывают этапы производства. При такой форме одна компания, например, добывает нефть, вторая доставляет, а третья производит топливо.
Еще один из критериев, по которому определяют виды холдингов — это степень влияния. Здесь также существует 2 вида холдингов:
-
Полная зависимость — головной офис диктует «правила игры» и контролирует деятельность других компаний.
-
Конгломерат — дочерние предприятия работают автономно.
Плюсы и минусы холдингов
Объединение различных организаций в холдинг стало крайне распространенной практикой по всему миру, что объясняется следующими плюсами такой организационной формы:
-
распределение рисков между различными организациями в результате неудачных проектов или временного спада в отрасли;
-
совместное использование ресурсов с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности финального продукта;
-
централизация управления благодаря наличию связующего звена во главе всей структуры, обеспечивающего четкую координацию для достижения коллективных целей и налаживания бизнес-процессов.
Однако стоит учитывать, что холдинговая компания — это крайне сложная форма с точки зрения построения и поддержания всей структуры у которой также есть свои минусы:
-
сложное управление и координация;
-
потеря автономии в принятии решений;
-
проблематичная интеграция новых компаний с собственными бизнес-процессами.
Резюме
Холдинг — это вид объединения компаний, когда головная организация управляет менее крупными предприятиями. Его, как правило, создают крупные игроки, скупающие контрольные пакеты акций и интегрирующие различные организации в единую структуру. Хотя в результате присоединения к холдингу компании теряют автономию (полностью или частично), они получают значительный приток ресурсов для конкурентной борьбы и масштабирования бизнеса.