ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
30.01.2024, 11:13

Что такое франшиза

Открыть бизнес по франшизе гораздо легче, чем с нуля, так как идея уже неоднократно опробована, а продвигаться и разрабатывать маркетинговую стратегию проще благодаря узнаваемости бренда. Рассказываем подробно, что такое франшиза и разбираемся, действительно ли это выгодно.

Понятие франшизы простыми словами

Франшиза — это готовая концепция ведения бизнеса под именем известного бренда. Компания продает предпринимателем право открывать филиал со своим фирменным стилем и предоставляет им собственную отработанную бизнес-модель, в которую входит система управления, оборудование, контакты поставщиков, технологии производства продукции и многое другое. Таким образом, предприниматель получает поддержку на старте и право работать под известным брендом, что облегчает налаживание поставок и продвижение. При этом владелец точки, или франчайзи, выплачивает роялти-процент от продаж за определенный срок.

франшиза это - фото

Франшиза — возможность легкого старта бизнеса

Как работает франшиза

Например, существует региональная сеть закусочных с высоким уровнем доверия и узнаваемости и отработанными бизнес-процессами. Предприниматель покупает франшизу и открывает заведение с таким же названием, оформлением, меню, стандартами обслуживания клиентов, дресс-кодом персонала и так далее. От владельца компании, или франчайзера, он получает «инструкцию» по ведению бизнеса — рецепты, технологические карты, расписание поставок, обучающие программы для сотрудников. Также ему предоставляют помощь в выборе помещения, его оформлении, закупке оборудования.

Примеры самых известных франшиз

Приведем примеры самых успешных и известных франшиз в России и за рубежом.

McDonalds — сеть ресторанов быстрого питания с мировым именем имеющая, на данный момент, более 38 тысяч точек. Принципы компании — жесткий контроль за качеством продукции, стандартизированное меню, где все позиции производятся по четко утвержденной технологии, клиентоориентированность и использование высокотехнологичного оборудования.

7-Eleven — сеть небольших магазинов с товарами ежедневного потребления, распространенная в 11 странах, среди которых — США, Китай, Таиланд, Япония, Южная Корея. Отличается удобным графиком работы — с 7 утра до 11 вечера, откуда и происходит название. Покупатель франшизы должен вести бизнес в соответствии с принципами компании, в которые входит территориальная и ценовая доступность, высокое качество продукции, участие в сетевых акциях и распродажах.

FixPrice — сеть магазинов фиксированных цен, представленная в 11 странах, среди которых — Россия, Беларусь, Казахстан, Латвия, Монголия. Принцип компании — доступная цена при относительно высоком качестве продукции. Покупателю франшизы предоставляется список проверенных поставщиков, с которыми необходимо сотрудничать, а также от него требуется участие в акциях и постоянная поддержка сетевого ассортимента.

«Додо Пицца» — крупная сеть пиццерий, которая представлена в 17 странах мира, в том числе в России, странах СНГ, Китае, Германии, Польше. Есть два формата заведений — семейный и городской. Принципы компании — контроль качества продукции, атмосферный интерьер, высокие стандарты обслуживания клиентов, технологичность и использование инновационных технологий. Покупателю франшизы дают необходимую информационную поддержку, помогают с оформлением и закупкой оборудования.

«Ашан» — сеть оптовых гипермаркетов, представленная в 14 странах мира в СНГ, Европе и Азии. Принципы компании — бережливый менеджмент, широкий ассортимент высококачественных товаров во всех категориях, доступные оптовые цены. Покупатель франшизы должен выкупить или арендовать большую площадь, поскольку все торговые точки «Ашана» крупные из-за большого разнообразия товаров. Сеть проводит регулярные акции, в которых обязаны участвовать все филиалы.

что такое франшиза - фото

Ашан — одна из крупнейших франшиз в мире

Виды франшиз

Теперь рассмотрим основные виды франшиз.

Производственная

Франчайзи покупает право производить продукцию под именем бренда, обязуется использовать указанное в договоре оборудование и соблюдать технологию изготовления товаров. Примеры — американская CocaCola, российский «Атомхим».

Товарная

Франчайзер продает право продавать товары под своим брендом, предоставляя ассортимент, контакты поставщиков, стандарты обслуживания, помощь в оформлении торговых точек в фирменном стиле. Примеры — зарубежные Zara и 7-Eleven, российские «Пятерочка», «Ашан».

Сервисная

Предприниматели покупают у владельца франшизы право оказывать услуги в сфере обслуживания по стандартам бренда. Здесь в качестве примера можно привести туристическую компанию Tez Tour, фитнес-сеть World Class, медлабораторию «Инвитро».

Смешанная

Покупатель франшизы одновременно производит товары, продает их и обслуживает клиентов. К этому виду относятся в основном заведения сферы общественного питания — например, Starbucks, McDonalds, Subway, «Вкусно и Точка», DeliveryClub.

Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе

Основные преимущества открытия бизнеса по франшизе следующие:

  • налаженные бизнес-процессы;

  • узнаваемый бренд;

  • поддержка во время открытия бизнеса;

  • готовая концепция оформления интерьера;

  • помощь в продвижении от франчайзера.

К недостаткам же следует отнести:

  • отсутствие возможности развивать собственный бренд;

  • ограниченная свобода предпринимателя в управленческих решениях;

  • чем более известный франчайзер, тем выше у него требования;

  • необходимость выплачивать роялти.

Как выбрать и купить франшизу

Дадим предпринимателям несколько советов по выбору подходящей франшизы.

  • В ситуации, когда многие бренды покинули российский рынок, лучше обращать внимание на отечественных франчайзеров, поскольку их положение более стабильно. Есть достаточное количество надежных вариантов на любой бюджет, от крупных брендов до нишевых региональных компаний.

  • Если у вас уже есть опыт в открытии и ведении бизнеса, лучше выбирать ту же или смежную нишу, чтобы была возможность ориентироваться на предыдущие наработки. Если франшиза — ваше первое предприятия, выбирайте ту сферу, в которой разбираетесь или которую легче освоить.

что такое франшиза простыми словами - фото

Выбирайте знакомую сферу деятельности

  • Оцените свои возможности — готовы ли вы вложить в открытие бизнеса требуемую сумму, учитывая при этом, что всегда есть риск непредвиденных расходов. Также, не забудьте выяснить, какой процент роялти и средний срок окупаемости франшизы (обычно он составляет около 1 года).

  • Важно заранее понять, сможете ли вы соблюдать все условия франчайзера — например, закупить дорогостоящее оборудование, арендовать помещение необходимой площади в «дорогом» районе, обеспечить нужное количество посадочных мест в зале. Помните, чем известнее бренд, тем выше его требования.

  • Франчайзер должен оказывать поддержку на старте — помочь с рекламно-информационной кампанией, закупкой оборудования, оформлением точки. Чем больше он содействует предпринимателю, тем проще второму влиться в бизнес-процесс и адаптировать работу под требования.

  • Обязательно ознакомьтесь с отзывами от других предпринимателей — оказался ли бизнес успешным, поддерживал ли его франчайзер, возникли ли какие-то сложности или проблемы. Обращайте внимание не только на комментарии на ресурсах франчайзера, но и на отклики в интернете — например, в пабликах и чатах бизнесменов и сайтах-отзовиках.

Резюме

Франшиза — это хороший вариант для старта бизнеса предоставляющий возможность работать под известным узнаваемым брендом и получить поддержку от франчайзера. Перед открытием нужно внимательно ознакомиться с требованиями и условиями, оценить свои возможности по стартовым инвестициям и роялти, изучить сферу деятельности бизнеса и возможности роста и продвижения.

Вам понравится

Редакция ADPASS
14.02.2024
Проще простого
12.02.2024