ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
26.12.2023, 12:44

Что такое дистрибуция

Дистрибуция — это промежуточный этап между производством товаров и их продажей розничным покупателям. Она помогает оптимизировать бизнес, наладить постоянные каналы сбыта, стабилизировать прибыль, грамотно рассчитывать, какое количество продукции нужно произвести, чтобы не возникало дефицита или избытка.

Рассказываем подробно, что такое дистрибуция, чем занимаются дистрибьюторские компании и как этот процесс помогает производителям эффективно реализовывать свои товары без лишних затрат сил и времени.

Что такое дистрибуция простыми словами

Дистрибуция — это процесс движения товара от производителя к потребителю. В него входит распределение продукции, доставка на склады и торговые точки, продажи и их рекламно-информационная поддержка.

Дистрибуция нужна в тех случаях, когда компания производит большое количество товара и не планирует самостоятельно организовывать их реализацию. В таком случае она обращается к посредникам — дистрибьюторам, которые ищут наиболее выгодные каналы для продаж и распределяют по ним партии, прорабатывают оптимальные пути логистики, выбирают места для хранения, занимаются продвижением продукции.

Вот чем занимается дистрибьютор:

  • безопасная доставка товаров на всех этапах;

  • оптимизация логистики, включающая поиск наиболее быстрых способов перемещения продукции;

  • организация каналов сбыта, а также подбор торговых точек для эффективных продаж;

  • поддержка постоянных поставок и своевременная закупка новых товаров;

  • организация рекламы, информирование оптовых и розничных клиентов об ассортименте.

Дистрибьюторы могут брать на себя все этапы поставок — от организации логистики до продажи розничным покупателям. Если путь от производителя к клиенту длинный (например, когда продукция закупается за рубежом или для старта продаж нужно оформление большого количества документов), в процессе участвуют несколько посредников. При этом, доставкой и хранением занимается одна компания, а поиском каналов сбыта и заключением договоров с продавцами — другая.

дистрибуция - фото

Хранение товаров на складах — этап дистрибуции

Если все процессы организованы правильно, бренд-производитель получает прибыль при минимальных затратах сил и времени, а потому может сосредоточиться на производстве, не тратя ресурсы на организацию продаж.

«Дистрибуция» или «дистрибьюция» — как правильно

Правильный вариант написания слова — «дистрибуция». Он закреплен во всех современных словарях и другие версии не допускаются. При этом, производные слова пишутся, как «дистрибьютор» или «дистрибьюторский».

Примеры дистрибуции

Рассмотрим несколько примеров применения дистрибуции на практике:

  1. Производитель пищевой продукции делегирует процесс реализации товара дистрибьюторской компании. Она ищет каналы сбыта среди местных супермаркетов и торговых точек, организовывает транспортировку до складов и в магазины, занимается продвижением, формирует списки на закупки следующих партий;

  2. Международная логистическая компания организовывает доставку российской продукции по странам СНГ, занимается оформлением документов, заключает договоры с сетевыми супермаркетами, делегирует им рекламу бренда и реализовывает через них товары;

  3. Компания-дистрибьютор скупает продукцию у разных поставщиков и продает ее оптовым покупателям, которые выступают еще одним посредником и будут реализовывать ее на розничных торговых точках;

  4. Дистрибьюторы закупают не представленные на отечественном рынке товары у зарубежных компаний, организовывают их доставку благодаря собственным логистическим мощностям, хранят их на складах и перепродают в супермаркеты;

  5. Музыкальная группа выпускает альбом, а дистрибьютор занимается его размещением на разных площадках, таких как Яндекс.Музыка или Spotify, а также обеспечивает рекламную поддержку.

Виды дистрибуции

По длине пути от производителя до покупателя различают следующие виды дистрибуции:

  • короткая — в процессе участвуют 1–2 посредника;

  • длинная — между брендом-производителем и розничным покупателем стоят разные дистрибьюторы, которые отвечают за отдельные этапы процесса.

дистрибуция что это такое простыми словами - фото

Розничная торговая точка — последний посредник между производителем и покупателем

Виды дистрибуции по географическим параметрам:

  • местная — товары реализуются в пределах одного города, области, края или федерального субъекта;

  • национальная — продукция распространяется по большей части территории страны;

  • международная — товары доставляются за рубеж.

В свою очередь, международная дистрибуция делится на:

  • импорт — отечественные дистрибьюторы закупают товары за границей и распространяют их на российском рынке;

  • экспорт — продукция местных производителей перепродается зарубежным компаниям.

Также существует цифровая дистрибуция, распространяющая продукцию в интернете (музыку, игры, фильмы, ПО, книги в электронном формате). В этом случае дистрибьюторы организовывают размещение контента на площадках, где ее могут приобрести конечные потребители.

Каналы дистрибуции

Каналы дистрибуции — это все участники процесса поставки товаров. В зависимости от длины цепочки, они бывают следующими:

  • Канал нулевого уровня — производитель самостоятельно реализует продукцию конечным покупателям без посреднического участия;

  • Одноуровневый — между производителем и покупателем один посредник. В большинстве случаев это ритейлер, который самостоятельно закупает, доставляет, хранит и продает продукцию. В качестве посредника может выступать сеть супермаркетов, розничные торговые точки, интернет-магазины, продавцы на маркетплейсах.

виды дистрибуции - фото

Пример одноуровневой цепочки дистрибуции для производителя пищевой продукции

  • Двухуровневый — в цепочке есть два посредника: оптовик и ритейлер. Компания-дистрибьютор занимается оптовыми закупками, обеспечивает логистику, хранение и ищет ритейлеров — продавцов, которые будут реализовывать товары;

  • Трехуровневый — посредниками выступают агенты, оптовики и ритейлеры. Агенты — это одна или несколько компаний, которые закупают крупные оптовые партии, затем реализуют их более мелким организациям, а те продают продукцию ритейлерам. Такая цепочка актуальна для национальной дистрибуции, когда нужно организовать поставки в разные регионы и для оптимизации процесса требуется большое количество посредников.

Производитель может использовать несколько каналов разной длины: например, часть товаров продают напрямую розничным продавцам, другие — дистрибьюторам, которые являются посредниками между брендом и ритейлером.

Резюме

Дистрибуция позволяет оптимизировать процесс поставок (как в плане финансовых затрат, так и по времени) и дает возможность бренду сосредоточить внимание на производстве и собственном развитии.