Что такое дистрибуция
Содержание
Рассказываем подробно, что такое дистрибуция, чем занимаются дистрибьюторские компании и как этот процесс помогает производителям эффективно реализовывать свои товары без лишних затрат сил и времени.
Что такое дистрибуция простыми словами
Дистрибуция — это процесс движения товара от производителя к потребителю. В него входит распределение продукции, доставка на склады и торговые точки, продажи и их рекламно-информационная поддержка.
Дистрибуция нужна в тех случаях, когда компания производит большое количество товара и не планирует самостоятельно организовывать их реализацию. В таком случае она обращается к посредникам — дистрибьюторам, которые ищут наиболее выгодные каналы для продаж и распределяют по ним партии, прорабатывают оптимальные пути логистики, выбирают места для хранения, занимаются продвижением продукции.
Вот чем занимается дистрибьютор:
-
безопасная доставка товаров на всех этапах;
-
оптимизация логистики, включающая поиск наиболее быстрых способов перемещения продукции;
-
организация каналов сбыта, а также подбор торговых точек для эффективных продаж;
-
поддержка постоянных поставок и своевременная закупка новых товаров;
-
организация рекламы, информирование оптовых и розничных клиентов об ассортименте.
Дистрибьюторы могут брать на себя все этапы поставок — от организации логистики до продажи розничным покупателям. Если путь от производителя к клиенту длинный (например, когда продукция закупается за рубежом или для старта продаж нужно оформление большого количества документов), в процессе участвуют несколько посредников. При этом, доставкой и хранением занимается одна компания, а поиском каналов сбыта и заключением договоров с продавцами — другая.
Если все процессы организованы правильно, бренд-производитель получает прибыль при минимальных затратах сил и времени, а потому может сосредоточиться на производстве, не тратя ресурсы на организацию продаж.
«Дистрибуция» или «дистрибьюция» — как правильно
Правильный вариант написания слова — «дистрибуция». Он закреплен во всех современных словарях и другие версии не допускаются. При этом, производные слова пишутся, как «дистрибьютор» или «дистрибьюторский».
Примеры дистрибуции
Рассмотрим несколько примеров применения дистрибуции на практике:
-
Производитель пищевой продукции делегирует процесс реализации товара дистрибьюторской компании. Она ищет каналы сбыта среди местных супермаркетов и торговых точек, организовывает транспортировку до складов и в магазины, занимается продвижением, формирует списки на закупки следующих партий;
-
Международная логистическая компания организовывает доставку российской продукции по странам СНГ, занимается оформлением документов, заключает договоры с сетевыми супермаркетами, делегирует им рекламу бренда и реализовывает через них товары;
-
Компания-дистрибьютор скупает продукцию у разных поставщиков и продает ее оптовым покупателям, которые выступают еще одним посредником и будут реализовывать ее на розничных торговых точках;
-
Дистрибьюторы закупают не представленные на отечественном рынке товары у зарубежных компаний, организовывают их доставку благодаря собственным логистическим мощностям, хранят их на складах и перепродают в супермаркеты;
-
Музыкальная группа выпускает альбом, а дистрибьютор занимается его размещением на разных площадках, таких как Яндекс.Музыка или Spotify, а также обеспечивает рекламную поддержку.
Виды дистрибуции
По длине пути от производителя до покупателя различают следующие виды дистрибуции:
-
короткая — в процессе участвуют 1–2 посредника;
-
длинная — между брендом-производителем и розничным покупателем стоят разные дистрибьюторы, которые отвечают за отдельные этапы процесса.
Виды дистрибуции по географическим параметрам:
-
местная — товары реализуются в пределах одного города, области, края или федерального субъекта;
-
национальная — продукция распространяется по большей части территории страны;
-
международная — товары доставляются за рубеж.
В свою очередь, международная дистрибуция делится на:
-
импорт — отечественные дистрибьюторы закупают товары за границей и распространяют их на российском рынке;
-
экспорт — продукция местных производителей перепродается зарубежным компаниям.
Также существует цифровая дистрибуция, распространяющая продукцию в интернете (музыку, игры, фильмы, ПО, книги в электронном формате). В этом случае дистрибьюторы организовывают размещение контента на площадках, где ее могут приобрести конечные потребители.
Каналы дистрибуции
Каналы дистрибуции — это все участники процесса поставки товаров. В зависимости от длины цепочки, они бывают следующими:
-
Канал нулевого уровня — производитель самостоятельно реализует продукцию конечным покупателям без посреднического участия;
-
Одноуровневый — между производителем и покупателем один посредник. В большинстве случаев это ритейлер, который самостоятельно закупает, доставляет, хранит и продает продукцию. В качестве посредника может выступать сеть супермаркетов, розничные торговые точки, интернет-магазины, продавцы на маркетплейсах.
-
Двухуровневый — в цепочке есть два посредника: оптовик и ритейлер. Компания-дистрибьютор занимается оптовыми закупками, обеспечивает логистику, хранение и ищет ритейлеров — продавцов, которые будут реализовывать товары;
-
Трехуровневый — посредниками выступают агенты, оптовики и ритейлеры. Агенты — это одна или несколько компаний, которые закупают крупные оптовые партии, затем реализуют их более мелким организациям, а те продают продукцию ритейлерам. Такая цепочка актуальна для национальной дистрибуции, когда нужно организовать поставки в разные регионы и для оптимизации процесса требуется большое количество посредников.
Производитель может использовать несколько каналов разной длины: например, часть товаров продают напрямую розничным продавцам, другие — дистрибьюторам, которые являются посредниками между брендом и ритейлером.
Резюме
Дистрибуция позволяет оптимизировать процесс поставок (как в плане финансовых затрат, так и по времени) и дает возможность бренду сосредоточить внимание на производстве и собственном развитии.