Что такое дедлайн простыми словами, что значит и где применяется
Содержание
Что такое дедлайн
Говоря простыми словами дедлайн — это крайний срок сдачи задания. Так называют день (дату), когда заказчик должен получить готовую работу. Благодаря наличию четкого срока исполнители и постановщики понимают, когда задача должна быть готова.
Что такое редлайн
Редлайн — контрольная точка перед дедлайном, которую ставят для промежуточной оценки готовой работы, а также выявления и устранения ошибок до финальной сдачи.
Для чего нужен дедлайн
Дедлайны позволяют повысить эффективность сотрудников и правильно организовать рабочее время. Бизнес же может оценить собственные ресурсы и получить готовую работу вовремя. Это особенно важно в случае с задачами, которые связаны с конкретными датами, сезонами и так далее. Например, нет смысла публиковать рекламу с упоминанием 8 марта, если праздник прошел.
Где применяются дедлайны
Дедлайны активно используют повсеместно. Разберем часть направлений, где применяют такой способ контроля.
Управление проектами
Проектные менеджеры разделяют глобальную цель на этапы и выстраивают дорожную карту, на которой располагают задачи с конкретными сроками. Есть 2 подхода к созданию дедлайнов в менеджменте проектов — жесткий и гибкий.
Программирование
Обычно ИТ-компании ставят 2 дедлайна. Один для всего продукта, например, обновления, программы, а другой — на программирование конкретных компонентов.
СМИ, журналистика, интернет-издания
Дедлайны ставят почти для всех типов работы в этой нише, включая:
-
согласование тем;
-
написание материалов;
-
сдачу и публикацию.
Особенность СМИ — жесткий менеджмент. Нарушение сроков гарантированно ведет к проблемам, поскольку важно опубликовать материал, пока он еще свежий.
В продажах и рекламе
В этом направлении ставят дедлайны 2 типов:
-
для покупателя — компании ограничивают срок действия акций, скидок и так далее, чтобы мотивировать купить здесь и сейчас, а не откладывать принятие решений;
-
для продавца — определяют крайний срок запуска рекламы, заключения сделки, поставки и другое.
Фриланс и бизнес
В бизнесе выделяют 2 типа дедлайнов в зависимости от юридической оформленности:
-
официальный — закрепленный в документах;
-
неофициальный — установленный «на словах».
Виды дедлайнов
Независимо от сферы применения дедлайны (deadline) подразделяют на 3 группы:
-
жесткие — сроки четкие, переносы запрещены;
-
плавающие — нет строгих ограничений и, в случае затруднений, можно увеличить срок;
-
открытый — предоставляется безлимитное время на выполнение работы.
Принципы работы дедлайна
Чтобы дедлайны работали, важно соблюдать несколько имеющих важное значение условий:
-
устанавливать исполнителю реальные сроки;
-
исполнитель задачи должен знать о сроках дедлайна и подтвердить свое согласие с ними;
-
даже с гибкими дедлайнами нельзя постоянно передвигать сроки. Каждый перенос должен быть оправдан.
Плюсы и минусы
Самые значимые преимущества дедлайна — это:
-
повышение эффективности сотрудников;
-
грамотное распределение рабочего времени;
-
координация работы в команде;
-
обозначение четких границ проекта.
Из объективных недостатков стоит выделить только стресс для сотрудников. Если возникнут проблемы с проектом, а срок жесткий, могут начаться проблемы внутри команды, переработки и так далее.
Распространенные ошибки
Чаще всего дедлайны не удается соблюдать в следующих случаях:
-
поставлены слишком большие или, напротив, маленькие сроки;
-
указаны санкции за срыв сроков, но не предложены поощрения за раннюю сдачу работы;
-
не предусмотрены несколько дней для смещения дедлайна на случай форс-мажора.
Как выполнить задачу в срок
Теперь вы знаете, что такое дедлайн, как он работает и зачем нужен. Однако этого недостаточно. Планировщик и исполнитель должны понимать, как правильно управлять временем и ресурсами и работать с задачами.
Рассказываем, как выполнять задачи в срок:
-
Оценить объем работ и предоставить работнику достаточно времени и ресурсов для этого;
-
Согласовать ТЗ с исполнителем;
-
Если задач много, рекомендуется выстроить их в порядке важности. На первое место ставят задачи с жесткими сроками, которые имеют максимальную ценность для всего проекта;
-
У исполнителя должна быть возможность связаться с заказчиком и свободно сказать о проблемах, которые мешают выполнить задачу в срок.
Последствия срыва дедлайна
Рекомендуется не просто поставить дедлайн, а подкрепить его определенными санкциями за срыв — например, лишение премии, штрафное взыскание и так далее.
Главное здесь — адекватно смотреть на причины срыва. Если он произошел из-за форс-мажора или по вине заказчика, стоит избегать санкций. Это только демотивирует подрядчика или сотрудника и в целом может поставить выполнение проекта под вопрос.
Советы и рекомендации от экспертов для постановщиков
Есть разные подходы к постановке дедлайнов. Один из них заключается в том, что исполнитель сам ставит крайний срок. Это отличный вариант для компаний, которые хотят дисциплинировать своих сотрудников. При этом у человека должна быть возможность один раз перенести дату без санкций. Если он опять срывает срок, то лучше сразу попрощаться. Повторные нарушения сроков без объективной причины — это система, а не разовая проблема. Работать с человеком, у которого всегда что-то происходит, — риск для надежности бизнес-процессов.
Коротко о главном
Дедлайн — важный инструмент для управления бизнесом. Он помогает повысить эффективность исполнителей и контролировать их работу. Главное — правильно пользоваться данным инструментом, чтобы появление дедлайна не привело к профессиональному выгоранию и снижению качества работы.