ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
18.03.2024, 23:54

Что такое CDN: зачем нужен сайту, как использовать, как выбрать

CDN, или сеть доставки контента, позволяет ускорить работу сайта и повысить безопасность данных — это может улучшить впечатления потенциальных клиентов о ресурсе и повлиять на позиции в SEO и привлекательность страниц для поисковых алгоритмов. Сервисом давно пользуются крупнейшие соцсети, блоги, интернет-магазины, стриминговые платформы и сайты всемирно известных брендов.

Разбираемся, что такое CDN, стоит ли внедрять ее на свой сайт и какой результат могут принести вложения в услуги поставщиков сетей доставки контента.

CDN — что это простыми словами

CDN, или Content Delivery Network — это технология, позволяющая распределять контент по серверам, расположенных в разных точках мира, чтобы ускорить его загрузку: в зависимости от географического расположения пользователя, информация загружается с ближайшего к нему сервера. Ее цель — повышение скорости работы сайта. Чаще всего CDN используется для «тяжелых» страниц с разными типами контента — анимацией, фото в высоком разрешении, длинных видео с автовоспроизведением или в формате 4К.

Получить доступ к технологии можно через компанию-поставщика, которая владеет серверами, расположенными по всему миру. Она распределяет по ним контент сайтов клиентов, отвечает за кэширование контента, оптимизацию доставки и защиту данных пользователей.

Особенности работы CDN

CDN — это сеть серверов, расположенных в разных точках мира. Из-за физической близости носителя, на котором хранится информация, она загружается быстрее, время ожидания ответа от сайта сокращается.

Когда пользователь запрашивает доступ к веб-сайту, его запрос перенаправляется на ближайший сервер CDN, который хранит копии всех ресурсов сайта: например, изображения, видео, CSS или JavaScript-файлы. Это сокращает расстояние между пользователем и сервером, ускоряя процесс загрузки контента.

После первого запроса CDN кэширует страницы — при следующем обращении к ним уже нет необходимости искать информацию на основном сервере, за счет чего скорость загрузки также увеличивается. При этом контент регулярно проверяется на актуальность — устаревшие данные автоматически удаляются. Таким образом, технология улучшает производительность и доступность сайта, обеспечивая более быструю и плавную работу. То, как работает CDN, повышает юзабилити ресурса и делает его более привлекательным для поисковых систем, влияя на позиции в SEO-продвижении.

CDN стоит использовать в следующих случаях:

  • физический сервер расположен далеко от основной ЦА;

  • на сайте используется много информации большого размера;

  • значительная часть контента — статическая, то есть постоянная и универсальная для любых пользователей;

  • у сайта большая аудитория и он постоянно получает высокую нагрузку;

  • сервер часто подвергается DDoS-атакам и необходимо скрыть его местоположение.

Зачем использовать технологию CDN

CDN можно внедрить на любой сайт — вот основные причины использования технологии.

Улучшенная производительность сайта

Использование CDN значительно повышает скорость работы сайта — пользователю быстрее становится доступен текстовый контент, сокращается время загрузки тяжелых файлов, таких как фото в высоком разрешении или длинные видео. Производительность сохраняется и при повышенной нагрузке из-за большого количества посетителей сайта, которые одновременно делают разные запросы — этого удается достичь благодаря распределению контента между разными серверами.

Это улучшает пользовательский опыт и юзабилити всего ресурса — он становится значительно более удобным для пользователей даже слабых устройств. Кроме этого, снижается показатель отказа, определяющий количество посетителей, которые закрыли сайт сразу же после открытия ссылки. По статистике от Google, если нужная страница не загрузилась в течение 1–3 секунд, более 50% пользователей не ждут, а уходят с нее.

Что такое CDN

53% пользователей не готовы ждать загрузки сайта больше 3 секунд

Повышение скорость загрузки и юзабилити и уменьшение количества отказов положительно влияет на ранжирование в поисковиках — и для Яндекса, и для Google именно они в значительной степени влияют на позицию сайта в выдаче.

Повышенная надежность

Благодаря CDN работа сайта становится более стабильной — если один из серверов выйдет из строя и перестанет отвечать, запросы будут перенаправляться на другие, оптимальные по расположению к пользователю. Также будет использоваться контент из кэша — информация регулярно обновляется, поэтому к посетителям не попадут устаревшая копия данных. Благодаря этому они не будут видеть страницы ошибок — таким образом бренд не потеряет потенциальных клиентов. Кроме этого, использование CDN дает возможность делать резервные копии информации и в любой момент возвращать информацию из бэкапа.

Высокая безопасность

Часто владельцы сайтов сталкиваются с DDoS-атаками — действиями злоумышленников по перегрузке страниц, которые приводят к временному прекращению их работы. CDN выполняет роль прокси — посредника, который снижает нагрузку на основной сервер, благодаря чему он не подвергается чрезмерному объему трафика и остается работоспособным. Благодаря этому хакерские атаки не сказываются на бизнес-процессах, а личные данные пользователей остаются под защитой.

Снижение затрат на пропускную способность

Чтобы пользователи получали доступ к сайту как можно быстрее, нужно использовать серверы с высокой пропускной способностью — цена на их использование и обслуживание будет высокой. Использование CDN позволяет уменьшить эти затраты — кэширование контента на удаленных серверах снижает нагрузку на пропускную способность, позволяя доставлять контент с более низкой скоростью передачи данных. Это особенно актуально для сайтов с международной аудиторией — в этом случае серверы располагаются в местах с интенсивным трафиком.

Преимущества и недостатки CDN

Преимущества использования технологии CDN следующие:

  • одинаково высокая скорость загрузки страниц для пользователей со всего мира;

  • повышение производительности сайта даже при высокой нагрузке и улучшение пользовательского опыта;

  • положительное влияние на SEO-продвижение и позиции в поисковиках за счет роста юзабилити сайта и снижения количества быстрых закрытий страниц;

  • улучшенная защита от DDoS-атак, отсутствие перебоев в работе из-за резких скачков трафика по естественным причинам или из-за вмешательства злоумышленников;

  • удобная работа с бэкапами и резервным восстановлением;

  • повышение безопасности пользовательских данных.

Что такое CDN для сайта

Благодаря CDN посетители сайта со всего мира не будут видеть раздражающие значки загрузки

Недостатки внедрения этой технологии следующие:

  • высокая стоимость на услуги поставщиков, особенно для представителей малого и среднего бизнеса;

  • сложно работать некоторыми поставщиками из иностранных компаний из-за проблем с оплатой;

  • CDN может негативно повлиять на SEO из-за того, что контент на серверах повторяется и отмечается поисковиками как дублированный;

  • контент кэшируется на CDN-серверах только некоторое время, при длительных перебоях в работе основного сервера он станет недоступен для пользователей;

  • работоспособность сайта зависит от сети доставки контента — если у поставщика возникнут проблемы, это скажется на скорость загрузки страниц.

Влияние CDN на оптимизацию контента

CDN — один из лучших способов технической оптимизации контента, необходимой для SEO-продвижения. Он позволяет ускорить загрузку страниц с большим количеством «тяжелой» информации — например, фото в высоком разрешении или видео в 4К, при этом не теряя их качество. Быстрая работа сайта становится доступной всем пользователям независимо от того, где они находятся и где расположен основной сервер сайта.

CDN (content delivery network), показатель отказов

Благодаря CDN снижается количество отказов сайта

Значение CDN для современных веб-сайтов

C каждым годом требования к скорости загрузки контента растут — пользователи рассчитывают, что страница будет открываться не больше 1–2 секунд. Дольше они ждать не готовы — больше половины закрывают сайт и уходят к конкурентам. Из-за этого CDN уже давно используют тысячи крупнейших брендов, ежегодно этот список пополняется новыми компаниями разного размера — клиентами сетей доставки контента становятся владельцы корпоративных сайтов, интернет-магазинов и маркетплейсов, стриминговых сервисов, платежных систем, соцсетей, блогов, агрегаторов. Вот кто уже использует эту технологию:

  • Youtube;

  • Netflix;

  • Amazon;

  • Wikipedia;

  • Discord;

  • TikTok;

  • Pinterest;

  • Zoom;

  • Twitch;

  • PayPal.

Чтобы компания оставалась конкурентоспособной, нужно поддерживать высокую скорость загрузки сайта, и CDN — один из самых эффективных способов для этого.

Что следует учитывать при выборе поставщика

Выбрать надежного поставщика CDN помогут следующие советы:

  • оценивайте ассортимент услуг — кроме хранения информации на серверах, поставщики предоставляют решения по защите от всех видов хакерских атак, обеспечение сохранность данных пользователей, аналитику;

  • изучайте географию размещения серверов у поставщика — они обязательно должны быть расположены там, где находится основная ЦА вашего сайта;

  • учитывайте тип контента, с которым обычно работает CDN-провайдер — он должен соответствовать данным, которые расположены на сайта, так как некоторые типы информации требует особых решений;

  • обращайте внимание на стоимость тарифов — если сайт не сталкивается с повышенной нагрузкой и DDoS-атаками, а большинство посетителей находятся в том же регионе, что и основной сервер, а при этом цены на услуги поставщика превышают бюджет компании, внедрение технологии может быть нерациональным;

  • убедитесь, что поставщик предоставляет техподдержку клиентов — при возникновении проблем на основном сервере или на CDN-точках хранения информации может понадобиться быстрая обратная связь и срочный поиск технических решений.

Коротко о главном

Подведем итоги:

  • CDN, или сеть доставки контента — это технология, которая распределяет информацию с сайта по серверам по всему миру: это ускоряет скорость загрузки страниц за счет близкого географического расположения сервера к пользователю;

  • контент на точках CDN кэшируется и хранится в течение некоторого времени — при перебоях в работе основного сервера сайт останется доступным для пользователей;

  • сервис ускорения сайта CDN используется для улучшения пользовательского опыта и уменьшения количества посетителей, которые открыли сайт и сразу закрыли из-за долгой загрузки — это положительно влияет на SEO, но при этом дублирование контента на разных серверах может негативно повлиять на позиции;

  • при выборе поставщика нужно учитывать услуги, которые он предоставляет — они должны закрывать все потребности сайта, но лучше выбирать тарифы без лишних опций, чтобы не переплачивать;

  • серверы CDN-провайдера должны быть расположены там, где находится основная ЦА сайта;

  • требования к скорости загрузки контента повышаются, и рынок CDN растет — чтобы предоставлять лучших клиентский сервис и оставаться конкурентоспособным, нужно подключаться к сети доставки контента.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?