ADPASS рекомендует материал к прочтению
Demis Group
27.04.2025, 13:32

Шпаргалка по редактуре текстов: с чего начать, как продолжить и чем закончить

Если текст нужно сдать «еще вчера», а по ощущениям там еще «поле непаханное», то эта статья для вас. Делимся практическими советами редакторов Demis Group, что упростят профессиональную жизнь с любыми текстами.

Что такое редактирование текста

Редактирование или в точном переводе «приведение в порядок» — это улучшение текста на уровне формы и содержания.

Сюда входит целый комплекс задач:   

  • Провести фактчекинг материала.

  • Проверить на стилистические, логические, лексические, орфографические, грамматические и другие ошибки.

  • Проработать структуру.

  • Сопоставить с изначальным ТЗ.

С чего начать

Чтобы как можно скорее победить «чистый лист» и сделать самый сложный первый шаг, начните с первоначальной задачи. Любой текст начинается с ТЗ. Именно по нему можно понять, стоит ли вообще уделять время редактуре или лучше сразу вернуть текст автору.

Чек-лист, по которому вы можете проверять текст:

  • Соответствует ли тема, задачи и площадка размещения тексту, который написан?

  • Совпадает ли структура с заданной в ТЗ?

  • Есть ли в тексте ключевые слова и LSI?

  • Объем текста и плотность ключей соответствует тому, что в ТЗ?

Если «тест на ТЗ» пройден, то есть смысл начинать непосредственно редактирование текста. Какая цель на этом этапе? Максимально проверить текст на различные виды ошибок, мешающие пониманию основной идеи текста и искажающие форму изложения. Важно, чтобы текст был понятен и интересен целевой аудитории.

Например, если вы всю вступительную часть текста про диваны, посвящаете красивой, но длинной истории о том, как впервые пришли в мебельный магазин, то мало кто дочитает до сути. Даже заинтересованные в теме мебели в целом и диванов в частности люди подумают, что их время потрачено впустую, а пользы они здесь не получат.

Время и внимание читателя стоит ценить. Поэтому редактор всегда держит в голове, что коммерческий текст сильно отличается от художественного в подходе и структуре.

4 основных этапа редактирования

Разберем четыре уровня проверки текстов:

Вопросы к логике и структуре

Коммерческий текст должен быть структурирован по подтемам и понятно озаглавлен. Самое главное — единство оформления заголовков. По беглому взгляду должно дать понятно, о чем текст и что читатель узнает из каждого его блока.

На что обратить внимание в редактуре:

  • Убирайте лишние лирические отступления, не относящиеся к теме.

  • Правьте подзаголовки, пока не поймете, что суть блока отражена наиболее точно.

  • Избавляйтесь от повторяющихся мыслей даже разными словами.

  • Сравнивайте разделы текста по объему: лучше, чтобы они были примерно одинаковые.

  • Сосредоточьтесь на конкретике и фактах, отсеивайте «воду»: общее и абстрактное.

Проверка фактов

Если вы используете в тексте должности, статистические данные, юридические факты и имена собственные: например, ФИО, бренды, города, — верифицируйте все это в проверенных источниках. Также важно не просто сверяться с данными, но и указывать сами источники. Всегда есть шанс ошибиться в трактовке или выбрать ненадежный медиа-ресурс. Даже если сроки горят, лучше уделить этому время, потому что на кону репутация бренда.

Соответствие tone of voice бренда

Заказчик текста, как правило, задает нужный стиль повествования и прописывает в ТЗ, иногда прикрепляя референсы. Редактуру также важно учесть, что любой текст должен быть частью общего тона коммуникации бренда со своей аудиторией. Поэтому помимо конкретного ТЗ сверяйтесь с общими рекомендациями для всего tone of voice и отдельных площадок.

На что обратить внимание в редактуре:

  • Соответствие стиля заявленному в ТЗ и референсу.

  • «Сгладить неровности» или понять, что выбивается из повествования, и убрать это, сделав стиль единым.

  • Исключить канцеляризмы, обобщения, избыточность и других «сорняков» текста.

Орфография, пунктуация, лексика и все остальное

Остается базовая проверка текста на грамотность. Соблюдение норм русского языка влияет на восприятие текста и самого бренда, поэтому чистотой и литературной нормой не стоит пренебрегать.

Задача редактора очень внимательно проверять построение предложений и словосочетаний, тавтологию, правильное употребление устойчивых выражений и художественных средств.

Какие бывают ошибки

Орфографические

Пример: гулять в ветренную погоду.

Правильно: ветреную.

Пунктуационные

Пример: не знать где купить диван.

Правильно: не знать, где купить диван.

Фактические

Пример: кукушка в зимнем лесу.

Правильно: кукушки улетают на зиму.

Опечатки

Пример: рекламная капмания.

Правильно: рекламная кампания.

Лексическая сочетаемость

Пример: дешевые цены.

Правильно: низкие цены.

Плеоназм

Пример: SMM-маркетинг.

Правильно: SMM — это уже маркетинг социальных сетей.

Тавтология

Пример: подарим подарок.

Правильно: разыграем подарок.

Клише и штампы

Пример: индивидуальный подход и широкий ассортимент.

Правильно: лучше перечислить конкретные предложения и количество вариантов.

«Кривизна» предложений

Пример: табличка с надписью делает вывеску более понятной.

Правильно: табличка с надписью — это и есть вывеска, поэтому вывеска делает понятной саму себя.

Как помочь себе в редактуре

После ручной проверки текста можно воспользоваться дополнительной помощью — сервисами по проверке текста. Среди них можно выделить:

  • Advego и и «Тургенев» для проверки «тошноты» и «воды» в тексте.

  • eTXT и «Текст.ру» для проверки на уникальность.

  • «Главред» для чистоты и понятности текста.

  • «Орфограммка» для проверки грамматики, пунктуации и стилистики.

Важно: не злоупотребляйте сервисами и не доверяйте им проверку полностью. Это дополнительный инструмент после полноценной «человеческой» проверки.

Итоговая шпаргалка

Вместо выводов составляем «шпаргалку» в помощь редактору:

  • Проверить, надо ли редактировать текст или он уже не соответствует ТЗ и требует переписывания?

  • Перейти к логическим несоответствиям и единой структуре текста.

  • Проверить информацию и точные данные на достоверность.

  • Сопоставить стиль текста и изначальную задачу, а также сравнить с tone of voice бренда.

  • Найти и поправить все виды ошибок.

Применяйте советы опытных редакторов, проверяйте факты и успехов вам в редактуре!

Вам понравится

Nimax
Позавчера
ОККАМ
02.12.2025