Шпаргалка по редактуре текстов: с чего начать, как продолжить и чем закончить
Если текст нужно сдать «еще вчера», а по ощущениям там еще «поле непаханное», то эта статья для вас. Делимся практическими советами редакторов Demis Group, что упростят профессиональную жизнь с любыми текстами.
Что такое редактирование текста
Редактирование или в точном переводе «приведение в порядок» — это улучшение текста на уровне формы и содержания.
Сюда входит целый комплекс задач:
Провести фактчекинг материала.
Проверить на стилистические, логические, лексические, орфографические, грамматические и другие ошибки.
Проработать структуру.
Сопоставить с изначальным ТЗ.
С чего начать
Чтобы как можно скорее победить «чистый лист» и сделать самый сложный первый шаг, начните с первоначальной задачи. Любой текст начинается с ТЗ. Именно по нему можно понять, стоит ли вообще уделять время редактуре или лучше сразу вернуть текст автору.
Чек-лист, по которому вы можете проверять текст:
Соответствует ли тема, задачи и площадка размещения тексту, который написан?
Совпадает ли структура с заданной в ТЗ?
Есть ли в тексте ключевые слова и LSI?
Объем текста и плотность ключей соответствует тому, что в ТЗ?
Если «тест на ТЗ» пройден, то есть смысл начинать непосредственно редактирование текста. Какая цель на этом этапе? Максимально проверить текст на различные виды ошибок, мешающие пониманию основной идеи текста и искажающие форму изложения. Важно, чтобы текст был понятен и интересен целевой аудитории.
Например, если вы всю вступительную часть текста про диваны, посвящаете красивой, но длинной истории о том, как впервые пришли в мебельный магазин, то мало кто дочитает до сути. Даже заинтересованные в теме мебели в целом и диванов в частности люди подумают, что их время потрачено впустую, а пользы они здесь не получат.
Время и внимание читателя стоит ценить. Поэтому редактор всегда держит в голове, что коммерческий текст сильно отличается от художественного в подходе и структуре.
4 основных этапа редактирования
Разберем четыре уровня проверки текстов:
Вопросы к логике и структуре
Коммерческий текст должен быть структурирован по подтемам и понятно озаглавлен. Самое главное — единство оформления заголовков. По беглому взгляду должно дать понятно, о чем текст и что читатель узнает из каждого его блока.
На что обратить внимание в редактуре:
Убирайте лишние лирические отступления, не относящиеся к теме.
Правьте подзаголовки, пока не поймете, что суть блока отражена наиболее точно.
Избавляйтесь от повторяющихся мыслей даже разными словами.
Сравнивайте разделы текста по объему: лучше, чтобы они были примерно одинаковые.
Сосредоточьтесь на конкретике и фактах, отсеивайте «воду»: общее и абстрактное.
Проверка фактов
Если вы используете в тексте должности, статистические данные, юридические факты и имена собственные: например, ФИО, бренды, города, — верифицируйте все это в проверенных источниках. Также важно не просто сверяться с данными, но и указывать сами источники. Всегда есть шанс ошибиться в трактовке или выбрать ненадежный медиа-ресурс. Даже если сроки горят, лучше уделить этому время, потому что на кону репутация бренда.
Соответствие tone of voice бренда
Заказчик текста, как правило, задает нужный стиль повествования и прописывает в ТЗ, иногда прикрепляя референсы. Редактуру также важно учесть, что любой текст должен быть частью общего тона коммуникации бренда со своей аудиторией. Поэтому помимо конкретного ТЗ сверяйтесь с общими рекомендациями для всего tone of voice и отдельных площадок.
На что обратить внимание в редактуре:
Соответствие стиля заявленному в ТЗ и референсу.
«Сгладить неровности» или понять, что выбивается из повествования, и убрать это, сделав стиль единым.
Исключить канцеляризмы, обобщения, избыточность и других «сорняков» текста.
Орфография, пунктуация, лексика и все остальное
Остается базовая проверка текста на грамотность. Соблюдение норм русского языка влияет на восприятие текста и самого бренда, поэтому чистотой и литературной нормой не стоит пренебрегать.
Задача редактора очень внимательно проверять построение предложений и словосочетаний, тавтологию, правильное употребление устойчивых выражений и художественных средств.
Какие бывают ошибки
Орфографические
Пример: гулять в ветренную погоду.
Правильно: ветреную.
Пунктуационные
Пример: не знать где купить диван.
Правильно: не знать, где купить диван.
Фактические
Пример: кукушка в зимнем лесу.
Правильно: кукушки улетают на зиму.
Опечатки
Пример: рекламная капмания.
Правильно: рекламная кампания.
Лексическая сочетаемость
Пример: дешевые цены.
Правильно: низкие цены.
Плеоназм
Пример: SMM-маркетинг.
Правильно: SMM — это уже маркетинг социальных сетей.
Тавтология
Пример: подарим подарок.
Правильно: разыграем подарок.
Клише и штампы
Пример: индивидуальный подход и широкий ассортимент.
Правильно: лучше перечислить конкретные предложения и количество вариантов.
«Кривизна» предложений
Пример: табличка с надписью делает вывеску более понятной.
Правильно: табличка с надписью — это и есть вывеска, поэтому вывеска делает понятной саму себя.
Как помочь себе в редактуре
После ручной проверки текста можно воспользоваться дополнительной помощью — сервисами по проверке текста. Среди них можно выделить:
Advego и и «Тургенев» для проверки «тошноты» и «воды» в тексте.
eTXT и «Текст.ру» для проверки на уникальность.
«Главред» для чистоты и понятности текста.
«Орфограммка» для проверки грамматики, пунктуации и стилистики.
Важно: не злоупотребляйте сервисами и не доверяйте им проверку полностью. Это дополнительный инструмент после полноценной «человеческой» проверки.
Итоговая шпаргалка
Вместо выводов составляем «шпаргалку» в помощь редактору:
Проверить, надо ли редактировать текст или он уже не соответствует ТЗ и требует переписывания?
Перейти к логическим несоответствиям и единой структуре текста.
Проверить информацию и точные данные на достоверность.
Сопоставить стиль текста и изначальную задачу, а также сравнить с tone of voice бренда.
Найти и поправить все виды ошибок.
Применяйте советы опытных редакторов, проверяйте факты и успехов вам в редактуре!