За новостями в TikTok и YouTube: как меняется потребление информационного контента
Негативная информационная повестка привела к тому, что люди во всем мире стали меньше читать и смотреть новости. В июне 2025 года доля тех, кто отказывается от потребления новостей, достигла рекордных 40%, по данным Института изучения журналистики Reuters. Люди все реже потребляют новостной контент в традиционных каналах — на ТВ, на радио, в прессе и на новостных сайтах. Новыми источниками информации стали соцсети и видеосервисы, а главный возмутитель спокойствия — TikTok.
Доля мирового населения, сознательно отказывающегося от потребления новостей частично или полностью, достигла рекордных значений — 40% в июне 2025 года, в 2017 году их было 29%. К таким результатам пришли аналитики Института изучения журналистики Reuters (RISJ), проведя опрос более 20 тыс. человек в 50 странах мира. О том, включены ли в исследование российские потребители, аналитики не сообщают.
В некоторых странах мира число тех, кто ставит новости в игнор, еще выше: в Великобритании — 46%, а в США — 42%. Основная причина частичного или полного отказа от новостного контента, которую называют респонденты, — отрицательное влияние на настроение и усталость от потока негатива в текущей новостной повестке.
Активное потребление контента в традиционных СМИ — на ТВ, на радио, в прессе и на новостных сайтах — снижается, утверждают в RISJ. Напротив, все большее количество пользователей идут за новостями в социальные сети и на видеосервисы. Авторы отчета не приводят данные по всему миру, но в США доля тех, кто идет в соцсети и видеосервисы за новостями составляет 54%. Это больше, чем у ТВ (50%) и новостных сайтов и приложений (48%).
Где читают новости
Эти изменения в значительной степени обусловлены потребительскими привычками молодежи, заявляют в RISJ. Более половины (54%) американцев в возрасте до 35 лет и половина в возрасте от 25 до 34 лет утверждают, что соцсети и видеосервисы являются для них основным источником информации (+13 п.п и +6 п.п. к показателям 2024 года).
В других странах пропорция тех, кто в первую очередь читает новости в соцсетях и смотрит на видеосервисах, ниже. В Бразилии — 35%, в Великобритании — 20%, во Франции — 19%, но эта доля растет. В противовес продолжает сокращаться охват телевизионных новостей. В 2025 году доля тех, кто в первую очередь смотрит новости на ТВ, сократилась на 4 п.п. по сравнению с 2024-м во Франции и на 3 п.п. в Японии, до 59% и 50% соответственно.
В просмотре новостей в социальных сетях и видеосервисах лидерство удерживают Facebook* (36%) и YouTube (30%). У Instagram* и WhatsApp* по 19% поклонников, которые заходят туда за новостями еженедельно. У TikTok 16%, а у соцсети X — 12%.
Доля тех, кто смотрит новости на ТВ
В США ключевой соцплатформой для чтения новостей остается бывший Twitter. Однако по динамике набора популярности в остальных странах мира лидером является TikTok.
Треть пользователей (33%) из глобальной выборки используют TikTok в принципе, а половина из них (17%) смотрят новости на китайском видеосервисе. TikTok является самым популярным источником новостей в Таиланде с долей 49% (на 10 п.п. больше, чем в прошлом году). В США доля TikTok значительно ниже — 12%, в Европе — 11%.
TikTok для просмотра новостей
Еженедельное использование YouTube для просмотра любых видео выросло во всем мире за год на 2 п.п. до 63%. Количество пользователей, которые смотрят на YouTube новостной контент осталось на уровне 30%. Эта доля достигает 50% в Индии, Таиланде и Кении. Авторы исследования связывают популярность видеоформата новостей в этих странах с низким уровнем грамотности населения.
Новости на YouTube
Авторы отчета также поинтересовались, что в свете изменения каналов потребления новостей вызывает у пользователей беспокойство. Более половины участников выборки (58%) заявили, что обеспокоены своей неспособностью отличать правду от лжи. Больше всего это беспокоит жителей Африки (73%) и США (73%), а меньше всего жителей стран Западной Европы (46%).
Использование моделей искусственного интеллекта для чтения новостей пока невелико: лишь 7% пользователей во всем мире используют нейросети для просмотра новости каждую неделю, но у молодежи (младше 25 лет) пропорция значительно выше — 15%.
В целом потребители ожидают, что развитие искусственного интеллекта окажет положительное влияние на новостную индустрию: сделает выпуск новостей дешевле (так считают 29% респондентов) и быстрее (16%). Однако 8% пользователей считают, что факты станут менее точными, а 18% не станут доверять ИИ-новостям.
* Продукт компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России