Ваша идея — будущий хит или провал? Discovery-фаза даст ответ
Даже самая многообещающая идея веб-сервиса или мобильного приложения — всегда шаг в неизвестность. Сегодня пользователи быстро уходят к тем, кто предлагает удобство, скорость и простоту использования. Что уж говорить о замысле, который не прошел проверку реальностью? Чтобы выяснить, готов ли рынок принять ваш продукт, существует discovery-фаза.
Discovery Phase: что это и почему она важна для проекта
Дискавери-фаза — это подготовительный исследовательский этап, цель которого:
-
определить, есть ли у бизнес-идеи коммерческий потенциал;
-
решить, стоит ли вкладывать ресурсы в разработку;
-
понять, каким именно должен получиться финальный продукт.
Представьте, что вы планируете запустить дейтинг-сервис, основанный на астрологической совместимости. Идея кажется беспроигрышной — люди ищут партнеров, а интерес к астрологии не угасает. Дальше у вас есть два пути:
-
Вы рискуете, вкладывая около 7 млн ₽ в продукт, который может понравиться пользователям, а может и нет.
-
Инвестируете от 120 тыс. до 1 млн ₽ в дискавери-фазу, чтобы заранее изучить спрос и получить уверенность в перспективности своего замысла.
Вдруг потенциал скрыт в других форматах?
Discovery-фаза — это не способ забраковать идею, а возможность сделать ее сильнее через детальное исследование: кто ваша аудитория, как будет работать экономика продукта, сколько клиентов можно привлечь, на какой доход рассчитывать и какой функционал необходим на самом старте.
Когда идея кажется блестящей, а команда рвется в бой, хочется немедленно начать разработку. Но сегодня преимущество не у того, кто стартовал раньше, а у того, кто сделал это наиболее осмысленно.
Когда стоит делать фазу discovery
Исследование подходит проектам с высокой степенью неопределенности:
-
Размытые цели. Когда на старте нет четкого образа конечного продукта, а у разных участников команды свое видение результата.
-
Множество заинтересованных лиц. Если в проекте участвуют разные отделы или инвесторы, дискавери помогает договориться об общих целях и правилах игры, предотвращая будущие разногласия.
-
Слабое представление о целевой аудитории. Без понимания реальных потребностей пользователей легко создать продукт, который окажется ненужным. Исследование помогает выяснить, что для людей на самом деле важно.
-
Технический вопрос. Дискавери помогает заранее обнаружить потенциальные проблемы: технические ограничения, сложности с интеграцией с внешними сервисами или уязвимости в безопасности, которые могут потребовать дорогостоящей переработки.
Главные результаты, которые получают на дискавери
По сути, этап discovery — это общее название для этапа «разведки», а конкретные инструменты, которые можно использовать внутри этого этапа, сильно зависят от самой идеи.
Какие работы могут войти в этап discovery
Иногда, например, достаточно провести предпроектную аналитику: составить видение проекта, изучить конкурентов, описать портрет целевой аудитории и проработать структуру будущего продукта.
А иногда нужно подключить более глубокие исследования: изучение бизнес-модели, способов продажи и расчет прибыльности единицы продукта. У нас в Пиробайте в Дискавери-фазу могут войти следующие работы.
Предпроектная аналитика:
-
Видение проекта. Работа, которая служит компасом для команды и отвечает на вопросы «для кого?», «зачем?», «каким образом?».
-
Конкурентный анализ. Разбор полетов конкурентов: что у них получилось, где они ошиблись и как сделать лучше.
-
Анализ целевой аудитории. Создание портрета вашего идеального пользователя: его желания, боли и мотивы.
-
Проектирование структуры. Логическая схема будущего сайта или приложения, показывающая все разделы и функции.
Анализ пользовательского опыта:
-
Аудит прототипов. Тестирование черновых набросков и интерактивных макетов для выявления недостатков на ранней стадии.
-
Аудит текущего проекта. Анализ уже работающего продукта для поиска зон улучшения.
-
Юзабилити-аудит (UX-анализ). Оценка, насколько легко и приятно будет пользоваться вашим интерфейсом. Подходит для готовых и полуготовых продуктов.
-
User Flow. Визуальная карта, показывающая шаги пользователя для достижения цели, будь то покупка или регистрация.
Сбор и описание требований к системе:
-
Use Case. Детальное описание сценариев взаимодействия пользователя с продуктом, например, процесс оформления заказа;
-
User Story Map. Карта пользовательских задач, сгруппированных по этапам и приоритетам.
Маркетинговые и бизнес-исследования:
-
Исследование «голубого океана». Поиск незанятых рыночных ниш, где можно стать лидером.
-
Анализ трендов. Изучение того, что происходит в вашей отрасли и какие тенденции набирают силу.
-
Оценка емкости рынка (TAM-SAM-SOM). Расчет потенциального объема продаж вашего продукта.
-
Сбор данных. Проведение опросов, интервью и анализ статистики для подкрепления гипотез.
-
SWOT-анализ. Матрица, помогающая оценить сильные и слабые стороны проекта, а также внешние возможности и угрозы.
-
Business Model Canvas. Вся ваша бизнес-модель на одном листе для наглядного представления.
-
AS IS / TO BE, BPMN 2.0. Описание и оптимизация внутренних процессов компании.
Кто обычно участвует в фазе discovery
Фаза Дискавери — это командная работа, где важен вклад каждого:
-
Владелец продукта. Хранитель идеи, который задает вектор движения и помогает команде понять суть замысла.
-
Системный/бизнес-аналитик. Мост между идеей и ее реальным воплощением. Анализирует данные, общается с пользователями и помогает сформулировать четкие требования.
-
Пользователи. Главные судьи будущего продукта. Общение с ними дает бесценную информацию о том, что им действительно нужно.
Влияние Discovery Phase на успех продукта и бизнес-процессы
Старт проекта без предварительного исследования — все равно что хождение в тумане. Можно потратить много сил, но так и не достичь цели. Discovery Phase помогает рассеять этот туман, превратив гипотезы в четкий план.
Поиск стратегии. Продукт перестает быть абстракцией и обретает понятные цели, модель монетизации и план продвижения;
Прозрачный бюджет. Оценка объема работ на старте защищает от непредвиденных расходов в будущем;
Слаженная работа команды. Общее видение снижает количество споров и помогает команде двигаться в одном направлении;
Экономия средств. Тестировать идеи с помощью прототипов гораздо дешевле, чем запускать заведомо провальный продукт;
Снижение рисков. Все потенциальные проблемы выявляются и решаются до начала дорогостоящей разработки;
Продукт, который нужен людям. Решения принимаются на основе реальных данных, а не интуиции.
Стоимость и сроки
Полноценная discovery-фаза занимает 1–2 месяца и стоит примерно 700 тыс — 1 млн ₽. Точные сроки и стоимость зависят от типа продукта, аудитории и объема исследований. Для проектов с низким уровнем неопределенности хватит 2-х недель и 120 тыс ₽.
Если вы сомневаетесь в потенциале своей идеи, у вас есть трудности с презентацией инвесторам или вы чувствуете, что концепции не хватает цельности — напишите нам.
Мы делали discovery для клиентов и собственных продуктов. Например, в СпросиВрача и Happens совмещали позиции заказчика и исполнителя — такой опыт научил нас видеть продукт со всех сторон и прорабатывать идеи до мелочей.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана