Цель бизнеса: прибыль или спасение мира
Тем временем это императив, который глубоко застрял в общественном подсознательном, возможно, из-за банальной зависти, возможно из-за простоты и логичности такой конструкции. Но практика показывает, что совы не те, кем кажутся, а истина где-то рядом.
И все бы ничего, но это утверждение рождает неправильную стратегию, по сути оно не дает никакой пищи для размышлений. Цель есть, а методов ее достижения нет.
А ведь цель — это ключевой элемент плана. Какой будет эта прибыль, как долго мы будем ее получать, ничего из этой формулировки непонятно.
В результате приносятся все жертвы на алтарь прибыли без учета развития компании, ее перспектив, будущее игнорируется во имя сиюминутной выручки. Не будем вкладываться в маркетинг и рекламу, ведь драгоценная прибыль пострадает. Или же будем инвестировать, но бессистемно, бездумно. Получим на выходе неправильное распределение ресурсов, бег в противоположные стороны за призрачной прибылью, создание недееспособных Вавилонов из оргструктур, без горизонтальной коммуникации, с одинокими менеджерами, сфокусированными на прибыли любой ценой.
В такой системе сложно увидеть ситуацию целиком и корабль под названием «Бизнес» без управления дрейфует между Сциллой и Харибдой, периодически садясь на мель.
Посмотрим, что будет, если вместо императива «прибыль — наше все» во главу угла поставить тезис «наша цель — закрепиться на рынке, чтобы…» И вот вместо многоточия уже можно поставить что угодно, хоть выгоду, хоть спасение мира, хоть создание новой ценности. В такой формулировке уже есть возможность для маневра и создания стратегии.
Например, если цель — прибыль, можно взять за основу теорию Майкла Портера, который утверждал, что стабильный растущий доход обеспечивается за счет лидерства в одной из трех областей:
-
в продукте (лайфхак — создать уникальный продукт);
-
в цене (снижение затрат);
-
в узкой рыночной нише (сосредоточение на узкой группе потребителей).
И чем не стратегия, все понятно. Стоит выбрать один вектор и придерживаться его, и прибыль будет. Но компании порой неспособны принять такое решение из-за боязни потерять прибыль. Нельзя объять необъятное, не получается быть и уникальными, и премиальными и бюджетными.
Прибыль — показатель успеха, вершина горы, на которую не доберешься со всех четырех сторон сразу. И следствие грамотной стратегии, цель вне стратегии и понимания способа ее достижения — иллюзия, мечта.
Ну и конечно без понимания экономического и культурного бэкграунда не получится создать новую ценность, возникнет только очередная лавка с девизом «купи-продай».