ADPASS рекомендует материал к прочтению
ООО Юрфирма Ветров и партнеры
06.10.2023, 12:30

Цель бизнеса: прибыль или спасение мира

Тезис о том, что главной целью любого бизнеса являются деньги отдает вульгарным марксизмом: базис, надстройка, как будто люди экономические животные.

Тем временем это императив, который глубоко застрял в общественном подсознательном, возможно, из-за банальной зависти, возможно из-за простоты и логичности такой конструкции. Но практика показывает, что совы не те, кем кажутся, а истина где-то рядом.

И все бы ничего, но это утверждение рождает неправильную стратегию, по сути оно не дает никакой пищи для размышлений. Цель есть, а методов ее достижения нет.

В результате приносятся все жертвы на алтарь прибыли без учета развития компании, ее перспектив, будущее игнорируется во имя сиюминутной выручки. Не будем вкладываться в маркетинг и рекламу, ведь драгоценная прибыль пострадает. Или же будем инвестировать, но бессистемно, бездумно. Получим на выходе неправильное распределение ресурсов, бег в противоположные стороны за призрачной прибылью, создание недееспособных Вавилонов из оргструктур, без горизонтальной коммуникации, с одинокими менеджерами, сфокусированными на прибыли любой ценой.

В такой системе сложно увидеть ситуацию целиком и корабль под названием «Бизнес» без управления дрейфует между Сциллой и Харибдой, периодически садясь на мель.

Посмотрим, что будет, если вместо императива «прибыль — наше все» во главу угла поставить тезис «наша цель — закрепиться на рынке, чтобы…» И вот вместо многоточия уже можно поставить что угодно, хоть выгоду, хоть спасение мира, хоть создание новой ценности. В такой формулировке уже есть возможность для маневра и создания стратегии.

Например, если цель — прибыль, можно взять за основу теорию Майкла Портера, который утверждал, что стабильный растущий доход обеспечивается за счет лидерства в одной из трех областей:

  • в продукте (лайфхак — создать уникальный продукт);

  • в цене (снижение затрат);

  • в узкой рыночной нише (сосредоточение на узкой группе потребителей).

И чем не стратегия, все понятно. Стоит выбрать один вектор и придерживаться его, и прибыль будет. Но компании порой неспособны принять такое решение из-за боязни потерять прибыль. Нельзя объять необъятное, не получается быть и уникальными, и премиальными и бюджетными.

Ну и конечно без понимания экономического и культурного бэкграунда не получится создать новую ценность, возникнет только очередная лавка с девизом «купи-продай».

Вам понравится

Бюро Невозможного
10.10.2024