Что такое шринкфляция в экономике
Содержание
Определение шринкфляции простыми словами
Шринкфляция в экономике — это уменьшение объема, массы продукта или количество товаров в упаковке при сохранении стоимости на том же уровне. В результате этого процесса получается, что клиент тратит за молоко условно те же 100 рублей, но один миллилитр стоит уже не 10 копеек, а 11, поскольку объем коробки сократился.
Экономисты часто называют шринкфляцию скрытой инфляцией. Покупатели не замечают рост стоимости, но все же платят больше, чем раньше.
Впервые этот термин ввела в оборот британская экономистка Пиппе Мальмгрен. Она опубликовала твит* с ним в Twitter* (сейчас называется X*) в 2015 году.
Однако в действительности это явление появилось задолго до 21 века. Первые зафиксированные примеры шринкфляции встречались еще в феодальной Европе. Производители старались предложить покупателям «справедливую стоимость» хлеба, но соотношение объема и цены зерна ежегодно менялись. Из-за этого пекарям пришлось пойти на уловку. Они уменьшали размер буханок и сохраняли стоимость. Благодаря такому подходу они избежали хлебного бунта, сохранив лояльность покупателей, и не разорились.
Отметим, что шринкфляция — это только про уменьшение объема или количества. Если производитель изменяет рецептуру (например, заменяет масло из молока на пальмовое), то экономисты говорят о скимпфляции. В таком случае объем тот же, а польза и ценность для потребителя ниже.
Примеры
В 2024 году во всех странах, включая Россию, шринкфляция стала крайне распространенным явлением. Разберем только самые интересные примеры:
-
Sau Piquet — производитель сохранил старую упаковку, но примерно 20% теперь заполнено маслом. В результате клиент не заметит разницу до тех пор, пока не откроет ее.
-
Crayola — покупатель действительно получает 64 разноцветных карандаша, но все они не полноразмерные. В итоге от прежнего объема осталась только половина.
-
Codes — клиент покупает 500 грамм фарша, но в действительности получает на 16 г. меньше. Отметим, что такой пример шринкфляции — нарушение закона. Производитель и продавец обязаны указывать верную информацию на упаковке или ценнике, иначе это намеренное введение в заблуждение.
С чем связана шринкфляция
Как и обычная инфляция, она обусловлена ростом издержек. Компании просто не могут предлагать те же 10 яиц по старой цене, при этом не сократив собственную прибыль.
В российском отраслевом союзе производителей молока шринкфляцию объясняют тем, что таким образом покупателям психологически комфортнее сохранять лояльность бренду. Они продолжают покупать знакомые товары по старой цене, как будто не замечая их удорожания.
Некоторые производители объясняют сокращение объема менее банально, указывая на следующие причины шринкфляции:
-
новый дизайн упаковки;
-
измененный состав;
-
забота о покупателях.
На последнем остановимся подробнее. Когда впервые появились упаковки по 9 яиц, производители ответили на критику тем, что во многих холодильниках есть всего 9 ячеек, а розничным магазинам удобнее фасовать и раскладывать уменьшенные упаковки.
Особенности законодательного регулирования
Сразу отметим, что шринкфляция не нарушает законы. Производители имеют право самостоятельно определять оптимальную фасовку. Формально допустима продажа даже 5 мл молока. Единственное требование — указание реального объема на упаковке (брутто или нетто).
Реальное ограничение шринкфляции — ГОСТы. Их недавно обновили специально для контролирования уменьшения объемов продукции. Теперь некоторые продукты можно продавать только в упаковках определенного объема. К примеру, гречка — 0,5, 1 и 2 кг, а молоко — 0,2, 0,25, 0,5, 1 и 2 л.
Однако ГОСТ — это слабый рычаг давления. Производители скорее откажутся от маркировки, чем начнут сокращать собственную прибыль.
Именно незаконным считается только один случай. Если на упаковке сказано, что внутри 500 грамм мяса или 2 литра воды, а в действительности немного меньше. Тогда можно говорить о некомплектном товаре не соответствующем описанию. В таком случае потребитель, на основании ч. 1 ст. 480 ГК РФ, может обратиться к продавцу или производителю для снижения покупной цены или доукомплектования.
Обычно торговые точки просто обменивают продукт или возмещают разницу. Однако не всегда получается так легко. Если магазин отказывается возместить ущерб или заменить товар, нужно составить официальную претензию в 2 экземплярах, приложив к ней копию чека, квитанции.
Продавец обязан отреагировать на жалобу и обменять товар в течение 7 дней или вернуть деньги за 10 рабочих суток. В ином случае можно направить жалобу в Роспотребнадзор. Эксперты организации проведут аудит и контрольную закупку для выявления скрытой шринкфляции.
Резюме
В условиях, когда сырье становится дороже, компании вынуждены увеличивать стоимость продукции. Однако не все готовы просто повысить ценник и поступают хитрее для сохранения конкурентных преимуществ. Она выражается в уменьшении объема или количества продуктов в одной упаковке. Ценник остается тот же, но в реальности стоимость одного миллилитра или грамма растет.