ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
18.12.2023, 15:23

Рыночное равновесие в экономике

Иногда, в рыночной нише или на рынке в целом возникают оптимальные для потребителей и производителей ситуации, когда первый может приобрести товар или услугу в нужное время и по приемлемой цене, а второй получает финансовое преимущество, активно зарабатывая на изготовлении и сбыте продукта. В сегодняшней нашей статье мы поговорим об экономическом рыночном равновесии.

Что такое рыночное равновесие простыми словами

В экономике рыночное равновесие — это состояние рыночной системы, при котором количество предлагаемого товара соответствует количеству спроса на него. Такая ситуация не оказывает влияние на изменение цен или объем реализуемых товаров. Она стабильна. Более того, ни покупатели, ни продавцы не имеют мотивации изменить текущие условия.

рыночное равновесие - фото

Основные признаки рыночного равновесия:

  • цена товара или услуги не влияет на спрос, т.е. спрос полностью соответствует предложению (равновесная цена);

  • количество продукта на рынке ровно такое, какое готовы покупать потребители при условии равновесной цены.

Иными словами, объем товара, который производители готовы предоставить на рынке, и объем товара, который потребители готовы приобрести при данной цене совпадут. Возникает рыночное равновесие спроса и предложения товаров.

Пример экономического равновесия

Рассмотрим, как меняется цена экономического равновесия на примере рынка мороженого.

Сейчас много предложений от разных производителей, а также конкурентный рынок, где много продавцов и много покупателей. Зададим параметры рыночного равновесия, когда потребители готовы купить мороженое, и их количество зависит от цены.

виды рыночного равновесия - фото

Производители готовы предложить мороженое, количество которого, также зависит от цены. Если цена высокая, тогда производители готовы предложить больше мороженого, так как они получают больше прибыли. График рыночного равновесия будет иметь положительный наклон.

Но тогда, при более высоких ценах потребители готовы купить меньше мороженого, так как оно становится дороже. График спроса будет иметь отрицательный наклон.

Производителям приходится снижать цену, чтобы не терять спрос, тогда чаши весов направляются к равенству. Возникает рыночное равновесие предложения и цены, при которых производство и спрос на мороженое сбалансированы. Количество мороженого, которое производители готовы предложить по данной цене, равно количеству, которое потребители готовы купить.

Если цена мороженого выше равновесной, то возникает избыточное предложение (производители предлагают больше, чем покупатели готовы купить). Мороженое тает, но его никто не покупает. В результате этого конкуренция среди продавцов заставляет цену снизиться до уровня равновесия.

Если цена мороженого ниже равновесной, возникает дефицит (потребители готовы купить больше, чем производители готовы предложить). В ответ на высокий спрос производители могут повысить цены, чтобы сбалансировать рынок.

Виды экономического равновесия

Существует несколько видов экономического равновесия:

  • краткосрочное — ситуация, когда рыночное равновесие цен спроса и предложения сбалансированы в относительно короткий период времени. В краткосрочной перспективе рынок может находиться в равновесии даже при некоторых недостатках или избытках;

  • долгосрочное — это более устойчивая форма равновесия, когда все ресурсы рынка находятся в оптимальном использовании, и все факторы производства адаптированы к достижению наилучших результатов;

  • полное — когда все рынки в экономике находятся в равновесии, и нет избытка или недостатка товаров или услуг;

  • частичное — в этом случае формирование рыночного равновесия достигается только в отношении конкретных товаров, услуг или рынков, а не на всех уровнях экономики;

  • статическое — нет никаких изменений в экономике, и все переменные остаются постоянными;

  • динамическое — экономическое равновесие, которое может меняться во времени из-за изменений в технологии, инфляции, демографии и других факторов.

экономическое равновесие - фото

Равновесие спроса и предложения

Эти виды рыночного равновесия взаимосвязаны и влияют друг на друга, формируя общую картину экономической устойчивости. Производители стремятся к реальному объему производства подразумевая, что величина товара или услуг должны соответствовать спросу покупателей. При этом цена на товар является значимым условием, позволяющим рынку быть уравновешенным. Равновесие производства и потребления в этом случае остаются стабильными.

Эластичность рыночного равновесия

Конечно, идеальных условий в экономике достичь трудно. Процесс спрос — предложение постоянно меняется и означает, что рыночное равновесие спроса должно быть эластичным, т.е. способным меняться. Это важный аспект, который влияет на стабильность рыночного равновесия, при котором спрос и предложение на товар или услугу изменяются в ответ на изменения цены.

Для лучшего понимания следует рассмотреть виды спроса, о котором мы говорили в предыдущей статье:

  • эластичный спрос: изменение цены приводит к более пропорциональному изменению количества товара. Например, если цена поднимается, то общая выручка от продаж может уменьшиться, и наоборот;

  • неэластичный спрос: изменение цены единицы товара приводит к менее пропорциональному изменению количества товара. Например, изменения цены могут оказать небольшое влияние на общую выручку.

Аналогично, можно говорить про эластичность рыночного равновесия в зависимости от того, насколько производители готовы изменить количество предлагаемого товара в ответ на изменение цены.Если спрос и предложение неэластичны, то изменения в цене могут существенно влиять на общий объем продаж, что может сделать рыночное равновесие менее стабильным.Если спрос на товары и предложение эластичны, рынок может легче адаптироваться к изменениям, что способствует более стабильному равновесию. Кроме того, экономический баланс может быть достигнут более быстро, так как изменение цены будет сопровождаться значительными изменениями в количестве товара.

Аналогично, можно говорить про эластичность рыночного равновесия в зависимости от того, насколько производители готовы изменить количество предлагаемого товара в ответ на изменение цены.

Если спрос и предложение неэластичны, то изменения в цене могут существенно влиять на общий объем продаж, что может сделать рыночное равновесие менее стабильным.

Если спрос на товары и предложение эластичны, рынок может легче адаптироваться к изменениям, что способствует более стабильному равновесию. Кроме того, экономический баланс может быть достигнут более быстро, так как изменение цены будет сопровождаться значительными изменениями в количестве товара.

Резюме

Функции рыночного равновесия является важным концептом в экономике, поскольку помогают понять, как рынок регулирует цены и количество товаров, а также как происходят изменения в ответ на изменения в спросе и предложении.