ADPASS рекомендует материал к прочтению
Выберу.ру
16.02.2024, 18:50

Количество топ-менеджеров, обманутых финансовыми мошенниками, выросло вдвое в 2023 году

По данным Банка России, в 2023 году мошенникам удалось провести 1,17 миллионов успешных операций (на 33% больше, чем в 2022 году). Одной из причин регулятор назвал более адресные атаки телефонных фродеров.

Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» сравнил данные опроса россиян за два года и выяснил, что количество респондентов, ставших жертвами мошенников, увеличилось: в 2023 году 32% респондентов перевели деньги злоумышленникам, это на 11 процентных пунктов больше, чем годом ранее, когда от рук мошенников пострадали 21% опрошенных.В ходе исследования аналитики «Выберу.ру» изучили данные опроса 4000 россиян в возрасте от 21 до 65 лет.

Примечательно, что более чем вдвое увеличилась средняя сумма, которую мошенникам удалось выманить у жертвы: с 56 тысяч рублей в 2022 году до 110 тысяч рублей в 2023 году.

63% респондента, ставшие жертвами мошенников, признались, что их убедили перевести деньги с помощью социальной инженерии по телефону. Чаще всего, в 87% случаев, опрошенные были склонны верить звонкам от «прокурора» и «Банка России». Примечательно, что «службам безопасности банка» стали доверять значительно меньше: всего 9% пострадавших респондентов сказали, что поддались такому виду убеждения, в то время как в 2022 году их было почти в 3 раза больше — 34%. В 3 % случаев мошенникам удалось выманить деньги с помощью киберфрода: пострадавшие утверждали, что злоумышленники подделали голос руководителей или родственников. Это новое веяние в кибермошенничестве, в 2022 году пострадавшие не сообщали о такой схеме.

24% респондента отметили, что потеряли деньги при покупке товаров на поддельных сайтах магазинов. В 2022 году пострадавших от этого вида услуг было больше — 36%. При этом в большинстве случаев россияне сумели вернуть деньги за счет обращения в банк и блокировки перевода.

В 13% случаев респонденты теряли деньги за счет ставших «классическими» схем мошенничества: рассылок по почте и в мессенджерах вредоносных ссылок, а также звонков из «полиции» с информацией о том, что близкий родственник в беде и нужны деньги, чтобы «откупиться от тюрьмы». Также по-прежнему актуально оформление займов по чужим паспортным данным. Показатель значительно не изменился за год (в 2022 году таких респондентов было всего на 2 процентных пункта меньше).

Примечательно, что за год поменялся портрет обманутых граждан: если в 2022 году более 80% пострадавших были старше 55 лет, то в 2023 году «клиент» злоумышленников стал моложе — чаще всего (в 74% случаев) на удочку мошенников попадались респонденты в возрасте от 43 до 50 лет. В 2023 году резко возросло количество топ-менеджеров среди пострадавших: с 5% до 12%, соответственно. При этом наибольшая часть обманутых (37%) являются менеджерами среднего звена и работают в области образования, консалтинга и финансов (в 2022 году таких респондентов было больше — 42%), при этом количество обманутых пенсионеров, принявших участие в опросе, сократилось с 43% до 35%, соответственно.

Мы живем в эпоху динамичного и креативного киберфрода, если можно так сказать. Практически ежемесячно мошенники совершенствуют глубину социальной инженерии. Ежедневно на телефоны экономически активных граждан в среднем поступает около 15 звонков от злоумышленников. И несмотря на то, что игроки финансового рынка и регулятор предпринимают немалые усилия для контроля потока кибермошенничества, постоянно появляются серые зоны, где злоумышленники чувствуют себя вольготно: например, непонятно как бороться с подменной биометрии и дипфейками. Думаю, что все игроки финансового рынка вкупе с регулятором должны чутко реагировать на вызовы: в частности, работать над повышением киберграмотности населения. Здесь особое внимание стоит уделить регионам, где уровень диджитализации уступает мегаполисам. Помимо этого, надо ужесточить ответственность, предусмотренную за так называемый внутренний фрод в финансовых организациях. Причем привлекать к ответственности стоит не только лицо, совершившее слив данных, но и топ-менеджмент финансовой структуры.

Анна Романенко
Директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру»