26.01.2022, 11:56

«Известия» в «Ведомостях»

​У отечественной газетной рекламы через несколько лет будет 300-летний юбилей. Если первая российская газета «Ведомости» начала выходить по указу Петра Великого в 1703 году, то первая реклама отстала на четверть века. Она появилась в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 году, когда официальным правителем государства был его внук Петр II.

​В 1727 году в столице Российской Империи появилась газета на немецком языке «Petersburgische Zeitung», основной целевой аудиторией которой были иностранные специалисты, приглашенные в страну царем-реформатором Петром I. На следующий год газета была переименована в «St. Petersburger Zeitung», и у нее появилась версия на русском — «Санкт-Петербургские ведомости». Печатались «Санкт-Петербургские ведомости» в созданной также в 1727 году типографии Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (так первоначально называлась императорская Академия наук). Переводом на русский занимался преподаватель и ректор гимназии при академии Мартин Шванвиц с двумя русскими учениками. Основным содержанием газеты были зарубежные и дворцовые новости, а также всякие диковинки вроде лунного затмения или рождения ребенка-уродца.

В первый год существования русской версии реклама в ней была саморекламой академической типографии. 13 апреля 1728 года газета сообщила, что всем ее «охотникам» (читателям) ежемесячно будет предлагаться бесплатное приложение — «лист исторических, генеалогических и географических примечаний».

В номере от 21 декабря рекламировалось издание, которое в наши дни назвали бы «Трудами Академии Наук», напечатанное «в четверть листа большой руки, с 17 грыдорованными фигурами». В математическом разделе («классе») были опубликованы такие работы, как «О движении тел от ударения» Николая Бернулли, «Испытание началов механики» Даниила Бернулли, «О мере сил в телесах» Иакова Бергмана.

​В номере от 1 марта 1729 года рекламировались изданные в типографии книги. Их «реестр» (каталог) можно было получить бесплатно. Книги, отпечатанные за рубежом, которые можно было заказать «первым карабелным путем из Германии, Галандии и прочих мест».

4 марта вниманию «господам купцам» предлагались «конноссементы на галландском и английском языках», то есть бланки документов, выдаваемых перевозчиком груза грузовладельцу.

Типография могла на заказ напечатать на бланках «имяна тех, которые оное пожалают». В номере от 11 марта упоминался «немецкий, российский и латинский лексикон», печатавшийся в типографии.

​29 апреля в газете можно было прочесть объявление, не имеющее отношения к книгопечатанию. Оно извещало о начале регулярных почтово-грузопассажирских морских перевозок из Кронштадта в Любек и Данциг и о сохранении прошлогодних цен. «С пассажира — по 3 рубли, с письма в Любек за лот по 40 копеек, а в Данциг по 20 копеек, с товаров с пуда по 40 копеек».

​В номере от 3 июня было опубликовано частное объявление. Органист данцигской церкви святой Екатерины Феофил Андрей Фолкмар объявлял о продаже музыкальных инструментов — «малых органов хорного и каморного голоса с 7 играющими голосами со стремулантом» за 200 рублей, «преизрядного» клавесина за 100 рублей, «преизрядного» же клавикорда за 30 рублей. Продавец заявлял, что не будет снижать цену, а деньги готов получить только на месте, в Данциге.

​В номере от 21 июня было опубликовано первое объявление от серьезного купца, ставшего постоянным рекламодателем. Маклер Иоахим Финк сообщал, что «в среду и пятницу пополудни» в его дома «разные малые вещи с торгу продаваны будут».

Неделю спустя Финк опубликовал похожее объявление с подробным адресом — «за садом Его Императорского Величества близ краснаго моста». Объявления о продаже «разных мелочных товаров» и «некоторых домовых уборов» от имени Финка появлялись в «Санкт-петербургских ведомостях» еще не раз.

​Объявления, выделявшееся в газете заголовком «Для известия», со временем публиковались все чаще. Типография продолжала рекламировать свои услуги, например, «российский календарь на предбудущий 1730 год» (12 копеек в простом переплете, 18 копеек с прокладкою бумаги) и «немецкий санктперебургский календарь» (чуть дороже — 15 копеек простой, 21 копейка с прокладкой бумаги).

​В номере от 16 сентября 1729 года была напечатана реклама из сферы шоу-бизнеса — о том, что 17 числа французские комедианты в честь дня рождения «тамошняго принца» будут играть «безденежно». Представлены были: «ле Педан скрупулес, или советный школьный мастер» и комедия «Обманутый охотник».

​В конце декабря 1729 года в газету пришел новый, очень серьезный рекламодатель — «придворный меклер Мюкс». В первом его объявлении говорилось о торгах в Государственной Коммерц-коллегии, намеченных на март и апрель 1730 года. Продавались поташ, смальчуг (сильно просмоленные сосновые пни), сало и треска. Гоф-маклер Самуил Мюкса публиковал в «Санкт-Петербургских ведомостях» сообщения о торгах до 1740 года. С каждым разом все шире становился ассортимент предлагаемых товаров — металлы, ткани, одежда, посуда, зеркала, чай, кофе, шоколад, специи, пряности, табак, спиртное…

​Рекламу в газете стали размещать и другие маклеры, работавшие на юной Санкт-петербургской бирже, созданной Петром Великим по модели амстердамской. 19 (30) января 1730 года скончался император Петр II, но на созданной в его правление газетной рекламе это никак не отразилось.

Авторы:
Лев Синичкин
Нравится: Art Directors Club of Russia
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram